Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Популярность Якоба Иорданса



Во многих музеях хранятся картины, на которых показаны сцены пирушек: «Бобовый король» (ок. 1638 г.) есть в Эрмитаже, в Картинной галерее Вены, в Музеях Брюсселя, Касселя; «Как поют старики, так пищат и молодые» – в Лувре, в Музее Антверпена, в Картинной галерее Дрездена. Художник «переполняет» фигурами пространство в картине так, что рама кажется «тесной», а само действие более энергичным, шумным и динамичным. Он избирает низкую точку зрения, благодаря чему фигуры кажутся вырастающими на глазах. Резкие контрасты света и тени (влияние Караваджо), насыщенные краски, теплый по тону колорит, густой и плотный красочный слой и своеобразная «лепка» форм широкими мазками придают изображенным предметам особую материальность, а порой даже известную грубоватость и тяжеловесность. В ряде его картин появляются зачатки тональной живописи: вместо гармонии отдельных красочных пятен художник достигает тонального объединения цвета, подчинив его определенному освещению.

С годами популярность Иорданса возрастает. Еще в 1620–1621 годы у него появляются ученики, а сам художник избирается деканом гильдии св. Луки (1621). Он получает большие заказы. Первая крупная его работа – алтарь «Мучение св. Аполлонии» для церкви св. Августина в Антверпене. Небезынтересен тот факт, что церковные композиции для католических соборов он писал и в более поздние годы, несмотря на то, что перешел в протестантскую веру.

Начиная с 1640-х годов, после смерти Рубенса и Ван-Дейка, Иордане становится ведущим живописцем Фландрии, продолжателем рубенсовского направления. Наряду с произведениями станковой живописи, он выполняет большие декоративные работы. В 1650– 1652 годы ему поручено украсить росписями летний дворец принцессы Оранской, близ Гааги. Однако грандиозная по масштабам композиция «Триумф Фридриха Генриха Оранского», исполненная явно с учетом вкусов и требований заказчицы, представляет собой типично барочное, перегруженное фигурами и декоративными украшениями, помпезное и надуманное произведение. Отсутствие живой связи с конкретной действительностью сказалось и в другой, также условной и поверхностной композиции – «Время, изгоняющее клевету и порок».

Декоративными росписями Иордане украшает и свой собственный дом в Антверпене. В последний период жизни художника в его творчестве наблюдается заметный спад. Исполнительская манера становится более вялой, колорит светлеет, появляется тяга к парадной декоративности, идеализации, несомненно, связанным с усилением аристократических влияний в общественной жизни Фландрии в середине XVII века. Иордане, намного переживший своих великих современников, продолжал работать до глубокой старости.