Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Франс Снейдерс мастер декоративных картин



Франс Снейдерс родился в 1579 году в Антверпене, в богатой бюргерской семье. Его отец был владельцем большой таверны, где будущий художник еще мальчиком мог видеть в изобилии разнообразную снедь, ставшую для него впоследствии главным объектом изображения. В 1592–1593 годах Снейдерс обучается у Питера Брейгеля Младшего, а также у Гендрика ван Балена, учителя Ван-Дейка. В 1602 году он вступает в гильдию св. Луки. В ранний период творчества Снейдерс был близок Яну Брейгелю Бархатному – пейзажисту, мастеру натюрморта и анималистической живописи. Свойственная ему яркая пестрота красок, четкость и точность изображения, а также некоторая жесткость и суховатость присущи многим картинам молодого Снейдерса, таким, как натюрморты с плодами и цветами и «Птичий концерт», один из вариантов которого находится в Эрмитаже. В 1608 году Снейдерс уезжает в Италию, однако это путешествие не сыграло в его творческой жизни сколько-нибудь значительной роли.

В 1609 году он возвращается в Антверпен, где в это время начинал свою деятельность Рубенс. Именно Рубенс помог Снейдерсу найти пути, на которых со всей силой мог раскрыться его талант. Он не раз поручал художнику выполнять в своих картинах изображения фруктов и цветов. Рубенс создал и те высокие образцы искусства, на которые во многом опирался в своей работе Снейдерс (знаменитые «Охоты» Рубенса, а также его эскиз с рыбной лавкой, от которого, очевидно, исходил Снейдерс в своих «лавках»).

В отличие от большинства фламандских живописцев Снейдерс предпочел путь узкой специализации и, по существу, ограничивался натюрмортом и изображением охот. Однако по восприятию мира, по самому духу своего творчества именно он был ближе всего к Рубенсу.

Славу художнику принесли большие декоративные картины, полные динамики и внутреннего напряжения, возвышенные и героические по звучанию. «Кладовые» и «лавки» Снейдерса – это подлинный гимн плодородию земли, ее изобилию и богатству. Кажется, все многообразие животного и растительного мира художник стремится уместить в свои картины. Изображая целые груды фруктов и овощей, рыб, морских животных, дичи, он остается верен природе и точен в передаче каждой детали и частности. На его полотнах встречаются порой редкие и экзотические, но невыдуманные породы рыб или животных. Мастер поразительно точно передает не только их внешний облик, но и различную плотность тел, выявляет своеобразие фактуры чешуи рыб, панцирей черепах, крабов, шерсти животных. Не прибегая к большому разнообразию красок, он улавливает тончайшие оттенки близких по цвету предметов и оживляет картины одним -двумя яркими красочными пятнами (одежда торговцев, куски разрезанной рыбы). Движение людей, а также введенных в картины кошек, собак, нерп и других живых существ вносит в произведения еще большую динамику. Некоторые из этих «лавок» являются, по существу, одновременно натюрмортами, картинами анималистического жанра и бытовыми сценками. Впрочем, фигуры людей написаны в них не Снейдерсом. Эту часть работы художник поручал своим коллегам, в частности, Корнелису де Восу («Лавка дичи». 1618–1621. Эрмитаж).

После женитьбы в 1611 году на Маргарите де Вос Снейдерс стал не только другом, но и родственником ее братьев – живописцев Корнелиса и Паувеля де Вос. Последний часто помогал Снейдерсу при выполнении картин с изображением охотничьих сцен и сам много работал в этом жанре, подражая манере Снейдерса (в Эрмитаже имеется ряд таких картин). Снейдерс прославляет и героизирует охоту, показывая неистовую скачку и преследование зверей, или ожесточенную схватку, где торжествуют отвага, ловкость и сила человека. Возможно, фигуры людей в некоторых «охотах» Снейдерса были написаны самим Рубенсом, а пейзажную часть иногда выполнял Ян Вильденс. Большие декоративные картины Снейдерса высоко ценились его современниками. Блестящее мастерство, подлинный размах и страстность в воспевании красоты мира, приподнятый, героический тон и жизнерадостность ставят работы художника в один ряд с лучшими произведениями плеяды фламандских живописцев, во главе которой стоял Рубенс.

Снейдерс умер 19 августа 1657 года.