Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Адриан Броувер и его богемная жизнь



Адриан Броувер родился в 1605 (или в 1606) году, в Ауденарде – городке, где производили дешевые шпалеры, а также декоративные панно с росписью водяными красками, имитировавшие шпалеры. Отец Адриана – ремесленник, создававший такие «ковры», и явился, по-видимому, первым учителем будущего художника. Еще ребенком Адриан хорошо рисовал и владел кистью. После смерти отца, шестнадцатилетний юноша уходит из дома и начинает самостоятельную, полную скитаний жизнь бедняка-художника. Биография Броувера малоизвестна и с давних пор окружена многочисленными легендами и анекдотами, касающимися его богемной жизни. После ухода из дома он перебирается в Голландию в Амстердам, а позднее в Гаарлем. Сохранились сведения о том, что художник, увлекавшийся театром и литературой, в конце 1626 года был членом гаарлемской камеры риторов. Пребывание в Гаарлеме и общение с работавшим здесь Франсом Гальсом оказало большое влияние на творчество Броувера. Опираясь на традиции, идущие от Брейгеля Мужицкого с его сельскими праздниками, он обратился к изображению жанровых сценок из жизни крестьян, писал посетителей деревенских кабачков, пьющих вино или пиво, занятых курением трубок, игрой в карты, спором или ожесточенной дракой. Наблюдательно, с юмором и, вместе с тем, подчеркнуто карикатурно, с явной насмешкой над грубостью и неотесанностью своих героев изображает художник неуклюжие фигуры и простоватые лица крестьян и их детей, напоминающих уродливых гномов («Школа», Берлин).

В этих ранних картинах не всегда еще выверен и четок рисунок, колорит пестрый и несколько условный. Независимо от того, был ли Броувер в буквальном смысле учеником Гальса (на этот счет есть разные мнения), он испытывал сильное и благотворное влияние этого художника. Постепенно карикатурность начинает исчезать и уступать место передаче острохарактерного в ситуации, в выражении лиц, позах, движении. Картины становятся более емкими и разнообразными по содержанию, появляется стремление к тональному объединению красок, к передаче светотеневых эффектов, к использованию свободных и динамичных живописных мазков. В отличие от большинства живописцев Фландрии Броувер писал картины небольшого размера (черта, вытекающая из содержания его произведений, а кроме того, указывающая на близость художника к голландцам). Но и в маленьких картинах он, подобно Гальсу, стремился показать человека крупным планом, запечатлеть его портретные черты, передать экспрессию лица и выразительность жестов («Курильщик». Лувр, Париж; «Пьяницы». Собр. Шлосс, Париж). С конца 1620-х годов под впечатлением от работ молодого Рембрандта Броувер проявляет большой интерес к передаче светотени и эффектов искусственного освещения.

В конце 1631 года мастер возвращается во Фландрию, поселяется в Антверпене, где и остается до самой смерти. Несмотря на популярность его искусства, он живет в крайней бедности. Сохранилась опись имущества художника, составленная в связи с его банкротством и неуплатой долгов (1632). По каким-то неизвестным причинам в 1633 году он находился в заключении в Антверпенской крепости.

В Антверпене Броувер оказался среди художников, которые группировались вокруг Рубенса. Последний не только высоко ценил самобытный талант Броувера и имел в своей коллекции семнадцать его произведений, но даже не избежал некоторого влияния его творчества.

1630-е годы – период расцвета таланта Броувера. Крестьяне в его работах уступают место новым персонажам, увиденным в Антверпене, – беднякам-ремесленникам, бродягам. Первый среди живописцев, он отобразил жизнь городских низов в период зарождающегося капитализма. При этом художник не стремится к обличению, не защищает своих героев, оставаясь лишь наблюдателем. Однако сам факт появления картин, посвященных тем, кто вообще не попадал в поле зрения фламандских живописцев – представителям плебейской массы, их жизни, показанной в неприкрашенном виде, с прозаическими, будничными и грубыми сторонами – явился смелым вызовом вкусам общества, решительным утверждением демократических принципов в искусстве. Лучшие композиции Броувера 30-х годов отличаются продуманностью и лаконизмом, колорит картин строится на сдержанном и изысканном сочетании тонально объединенных красок. Броувер был выдающимся рисовальщиком. Его беглые наброски выявляют самое существо образа, передают своеобразие каждого движения и жеста человека. В последние годы жизни художник создает замечательные пейзажи («Пейзаж с восходящей луной». Музей в Далеме, Берлин; «Дюны». Галерея Академии, Вена и др.). Он не героизирует природу, но стремится передать ее поэзию, ту лирическую взволнованность, которую таят в себе наступление сумерек, появление луны, красота моря или леса, сквозь который просвечивают облака. В «Пейзаже с восходящей луной» воспроизведена загадочная, полная молчаливого движения атмосфера ночи: луна, пробирающаяся среди облаков, темная башня вдали, собравшиеся в группу и о чем-то говорящие люди, корабли, плывущие по морю близ побережья – все несколько романтично и таинственно. Несмотря на то, что Броувер создал немногим более десятка картин, изображающих природу, его смело можно назвать выдающимся пейзажистом.

Жизнь Броувера оборвалась неожиданно, он умер, по-видимому, от чумы, совсем молодым, в возрасте тридцати трех лет. 1 февраля 1638 года его похоронили по последнему разряду, как нищего, в общей могиле, на кладбище, где погребали умерших от чумы.