Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Художник из Лейдена Рембрандт Гарменс ван Рейн



Рембрандт Гарменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене, в семье мельника. После окончания латинской школы он поступил в Лейденский университет (1620), но вскоре прекратил занятия, так как мечтал стать художником. С 1621 года, в течение трех лет, он занимается у местного живописца Якоба ван Сваненбурга, а затем переезжает в Амстердам, где становится учеником известного «исторического» живописца Питера Ластмана. Возможно, его обучал также Якоб Пейнас. В значительной степени под впечатлением от работ Ластмана и Пейнаса у молодого художника пробуждается интерес к историческим сюжетам (библейским, евангельским, мифологическим и т. д.), а также тяга к использованию условных «исторических» костюмов и аксессуаров.

Вернувшись в Лейден, Рембрандт открывает мастерскую (ок. 1625 г.) и обучает учеников живописи, гравюре, рисунку. В этот «лейденский период» (1625–1631) художник еще не имеет заказов и пробует свои силы в небольших картинах, обращается к офорту и рисунку. Он часто изображает отца, мать, себя. При этом Рембрандт не только по-разному наряжает портретируемого и прибегает к различным эффектам освещения, но часто особое внимание уделяет передаче выражения ужаса, гнева, радости (автопортреты). Подобные физиогномические опыты очень помогли Рембрандту постепенно овладеть искусством передачи чувств, мыслей, переживаний своих героев. В Лейдене он создает и первые, еще несовершенные сюжетные композиции (самая ранняя картина – «Мучение св. Себастьяна». 1625. Музей, Лион).

В 1632 году художник переезжает в Амстердам, где вскоре добивается успеха и приобретает известность. Этому во многом способствовало удачное выполнение заказа доктора Тульпа – создание группового портрета, вошедшего в историю искусства под названием «Анатомия доктора Тульпа» (1632. Маурицхейс, Гаага). Отказавшись от традиционных «анатомий», где портретируемые откровенно позируют, где фигуры расположены в ряд, параллельно плоскости холста, а сюжетная связь между персонажами часто почти неощутима, Рембрандт создает картину, являющуюся одновременно изображением урока анатомии и групповым портретом.

Полукольцом обступили медики стоящий по диагонали стол, на котором лежит труп. Они слушают объяснения Тульпа, демонстрирующего им сухожилия на препарированной руке покойника. Физиогномические опыты ранних лет помогли Рембрандту показать своеобразную реакцию каждого участника изображенной сцены.

Некоторые из слушателей лекции, словно потревоженные появлением зрителей, оглянулись в нашу сторону. Таким образом в картине выделен не только главный персонаж (Тульп), подчеркнута связь с ним всех остальных портретируемых, но и найдено объединяющее начало группы в целом со зрителем.

Высокая оценка этой работы привлекает к мастеру многочисленных заказчиков. В частности, по просьбе штатгальтера Голландии он создает несколько картин на тему «Страсти Христа».

В 1634 году Рембрандт женится на девушке, которую он страстно любил – Саскии ван Эйленбург. Это дает ему и материальное благополучие (родители жены были состоятельными людьми). Художник начинает коллекционировать картины, гравюры, редкое оружие, костюмы. В старинных одеждах он часто изображал не только героев «исторических» картин, но и себя, и Саскию («Флора». 1634. Эрмитаж; «Автопортрет с Саскией на коленях». Ок. 1639 г. Картинная галерея, Дрезден).

Это удобно: купить парник с доставкой. Умеренные цены.