Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Библейские и мифологические сюжеты Рембрандта



В 1630-е годы Рембрандт выполняет большое количество портретов, а также композиции на библейские и мифологические сюжеты. В последних еще ясно ощутимо влияние европейского барокко: художника привлекают сцены, полные динамики и контрастов. Так, в картине на сюжет библейской легенды о Самсоне и Далиле («Ослепление Самсона». 1636. Музей, Франкфурт) изображен кульминационный момент – предательство Далилы (убегающей с волосами, срезанными с головы Самсона, что лишило ее мужа источника силы) и ослепление филистимлянами поверженного богатыря. Но художник не превращает картину в парадное и занимательное произведение, как это часто бывало у мастеров итальянского барокко. Он подчеркивает жестокий и трагический характер событий.

Динамическая, острая композиция с разнонаправленными движениями персонажей, пересечением диагональных линий, резким контрастом темных и светлых пятен (в этом контрасте раскрывается содержание события – свет для ослепляемого человека сменяется вечной тьмой) – является средством драматизации действия. Над проблемой использования света в картине Рембрандт работал в течение всей своей жизни. В ряде ранних работ художника фигурировал «бытовой» и «будничный» свет (освещение предметов для передачи их объемов, фактуры, рефлексов на их поверхности), обыгрывались контрасты света и тени для усиления внешней выразительности, действенного начала. Постепенно свет превращается у Рембрандта в одно из главных средств глубокого и всестороннего раскрытия внутреннего содержания произведения. Ярким примером этого является «Даная» (1636. Эрмитаж), где, изображая поток света, художник подчеркивает основной момент действия (вызывает представление о приближении Зевса, возлюбленной которого станет Даная), раскрывает эмоциональную сторону события, передает взволнованность героини, радостное ожидание любви, усиливающее обаяние и красоту женщины (не прибегая при этом к идеализации фигуры, ее пропорций и форм).

В 1642 году Рембрандт выполняет большой заказ на групповой портрет шестнадцати офицеров амстердамской стрелковой роты во главе с ее капитаном Францем Баннингом Коком («Ночной дозор». Рейхсмузей, Амстердам). Каждый из портретируемых вносил около ста гульденов и рассчитывал занять в картине достойное место. Однако Рембрандт не оправдал надежды тех, кто надеялся получить парадное произведение. Он изобразил не самодовольных бюргеров, давно растративших воинский пыл, а стрелков, решительно поднявшихся по знаку внезапной тревоги для защиты родного города.

Показывая еще не построившуюся в колонну толпу воинов, погруженную в тень и расчлененную на отдельные группы ярко освещенными фигурами (невесть откуда появившаяся девочка, лейтенант Рейтенбург, барабанщик), стволы мушкетов и пики, направленные в разные стороны, художник подчеркивает беспокойный, тревожный характер сцены. Часть изображенных людей отодвинута на второй и даже третий план, отчего их лица видны не полностью. В то же время в картине имеются персонажи, не входившие в число заказчиков портрета (всего изображено тридцать четыре лица). Все это, а в равной мере необычайный замысел картины и новые художественные приемы, использованные при ее написании, вызвали неодобрительную реакцию заказчиков и известное охлаждение к творчеству мастера. Так впервые четко наметилось и в дальнейшем продолжало все более и более углубляться расхождение Рембрандта с амстердамской знатью.

Па долю художника в это время выпали и большие личные переживания – смерть матери и Саскии. Еще до этого умерли трое детей Рембрандта. Он остается один с сыном Титусом. Однако напряженная творческая работа не прерывается. Личное горе обостряет восприятие окружающей жизни, заставляет глубже задумываться о судьбе людей. Искусство художника становится более лиричным, согретым искренней симпатией и уважением к простому народу. В одном из наиболее поэтичных произведений этой поры – «Святом семействе» (1645. Эрмитаж), где изображены не идеальные образы богов, а «семейство плотника» (так в свое время называли эту картину), утверждается возвышенное и прекрасное в жизни людей из народа. Священными для Рембрандта становятся простые и конкретные понятия – материнская любовь, труд, добрые отношения и согласие между людьми.