Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Портреты и сюжетные композиции Рембрандта



Глубоким демократизмом и гуманизмом проникнуты не только живописные, но и графические работы, а также рисунки Рембрандта. В отличие от большинства своих современников, он с успехом выступает почти во всех жанрах, внося в каждый из них много нового, ярко индивидуального. Большим своеобразием отличаются созданные им натюрморты («Туша быка». Лувр), полны жизни, движения его пейзажи («Зимний пейзаж». 1646. Музей, Кассель; офорты: «Три дерева». 1643, «Мостик Сикса». 1645). О большой наблюдательности и непосредственности в передаче живых сценок говорят жанровые зарисовки («Капризный ребенок», «Нянька»). Рембрандт выступал и как первоклассный анималист («Лев», «Слон». 1637, Альбертина, Вена).

Но центральное место в его творчестве занимают портреты и сюжетные композиции. Именно в них раскрылось своеобразие творческого гения Рембрандта. Лучшие его работы относятся к 1650– 1660-м годам. Еще в 1647 году Рембрандт выполнил в технике офорта портрет своего друга, впоследствии бургомистра Амстердама, Яна Сикса. Он изобразил Сикса за чтением, стоящим возле окна, лицом к зрителю. Но глубокой психологической характеристики в этом портрете художник еще не дал. Большое внимание он уделяет передаче света, заполняющего интерьер, изображению находящихся в комнате вещей, которые с той или иной стороны характеризуют хозяина – например: картина, книги, плащ, шпага. Сравнение офорта с написанным маслом портретом Яна Сикса (1654. Собр. Сикса, Амстердам) дает некоторое представление об эволюции творчества Рембрандта. В этом позднем портрете мастер все внимание сосредоточил уже непосредственно на самом человеке. Он дает поколенное изображение, приближая фигуру к зрителю. Фон нейтрален. Сикс представлен в момент, когда, остановившись на минуту, натягивает на руку перчатку. Спокойное, замедленное и почти автоматически выполняемое движение подчеркивает состояние глубокого раздумья, внутреннюю сосредоточенность человека, «ушедшего в себя», перед неподвижным взором которого, быть может, возникают далекие образы. Сила рембрандтовского реализма состоит здесь в том, что, сознательно усложняя и углубляя образ, художник делает его более ярким, значительным, приковывающим внимание зрителя.

К числу лучших произведений Рембрандта относятся также «Портрет Брейнинга» (1652. Музей, Кассель), «Вирсавия» (1654, Лувр, Париж), «Портрет старика в красном» и «Портрет старушки», (оба – 1654, Эрмитаж), где он, точно раздвигая временные рамки, повествует о целой жизни человека. К ним близки портрет сына Титуса (Музей истории искусств, Вена) и замечательный, быть может, наиболее поэтичный рембрандтовский портрет, запечатлевший обаятельный образ Гендрикье Стоффельс. Через несколько лет после смерти Саскии эта женщина стала женой художника.

Брак с Гендрикье не мог быть оформлен официально в силу условий, в которые поставили Рембрандта родственники покойной Саскии, и поэтому вызывал постоянные нападки и угрозы со стороны служителей церкви.

Почти полное отсутствие хорошо оплачиваемых работ, в значительной мере обусловленное независимым характером художника, не шедшего на уступки вкусам заказчиков, затраты, связанные с коллекционированием, постепенно приводят Рембрандта к полному разорению. Летом 1656 года он был объявлен несостоятельным должником. В 1657 году его имущество было распродано с молотка и через некоторое время художник, покинув свой дом, вынужден был переселиться в гостиницу. Пытаясь как-то спасти положение, Гендрикье и Титус организуют продажу оставшихся антикварных вещей (чтобы избежать уплаты долгов Рембрандт фиктивно числился у них на работе). Но все эти попытки оказались тщетными. В 1663 году умирает Гендрикье, а еще через пять лет Рембрандт хоронит последнего близкого ему человека – Титуса. Но именно в 60-е годы, когда судьба художника складывается поистине трагично, он создает самые глубокие и значительные свои произведения. «Синдики» (1661–1662. Рейхсмузей, Амстердам) – последний групповой портрет, написанный Рембрандтом, является одним из шедевров, после которого в голландском искусстве в этом жанре не было уже ничего равного. Мастер прибегает к фронтальной композиции, изображая синдиков (старшин цеха суконщиков) лицом к зрителю – так, что они обращаются как бы непосредственно к нам, уверенные в правоте доводов, вложенных в уста их главы, который произносит речь. Зритель невольно оказывается «втянутым» в происходящее. Лаконична и индивидуальна характеристика каждого персонажа, но одновременно ясно ощутимы единство и общность членов организации, заказавшей портрет. Желая сконцентрировать все внимание на главном -на раскрытии характеров людей, их мыслей и чувств, Рембрандт почти лишает фигуры внешнего движения, изображает синдиков в одинаковых строгих одеждах на фоне гладкой стены, дает лишь минимум предметов (низкая точка зрения, как бы «приподнимающая» образы портретируемых, одновременно делает невидимой для нас поверхность стола, где могли бы располагаться какие-то аксессуары). «Лишними» в картине оказались даже руки: изображено шесть человек, но видны кисти лишь пяти рук. Все внимание сосредоточено на лицах и прежде всего на глазах людей.