Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Возвращение блудного сына руки Рембрандта



В последний период жизни Рембрандт почти не делает офортов, так как обращение с кислотой во время выполнения графических работ повредило ему зрение.

В 1661 году художник приступает к осуществлению большой картины «Заговор Юлия Цивилиса», предназначенной для амстердамской ратуши. Сюжет, взятый из истории борьбы батавов (древнее население Голландии) против римского владычества, привлек Рембрандта, так как давал возможность показать духовное братство людей, стремящихся к освобождению отчизны, их верность общественному идеалу, решимость бороться до конца. Однако, несмотря на требования членов магистрата, Рембрандт отказался внести в картину коррективы, и заказ, который мог бы поддержать художника материально, ему не был дан.

В одном из последних автопортретов Рембрандта (1666. Картинная галерея, Вена) с трагической силой запечатлен образ стареющего художника. Поражает его усталое, нервное, с глубокими морщинами лицо и пытливо, мучительно всматривающиеся в окружающий мир глаза. Это взгляд человека, ценой большого опыта научившегося понимать самые важные и существенные стороны жизни, взгляд художника-гуманиста, который в судьбах своих современников, в их мыслях и чувствах нашел большое общечеловеческое содержание и воплотил его в произведениях, волнующих зрителя и в наше время.

Незадолго перед смертью и, вероятно, в связи с кончиной Титуса художник создает картину «Возвращение блудного сына» (1668– 1669. Эрмитаж). Как большинство работ, написанных в поздний период, она отличается отсутствием внешнего действия, статичностью фигур, темной коричневато-золотистой красочной гаммой, обобщенной живописной манерой. Произведение поражает внутренним драматизмом. В содержании этой картины отражено немало глубоко личных переживаний художника: неудавшаяся жизнь, разорение и падение человека, его надежда на понимание и сочувствие близких.

Смерть Рембрандта проходит почти незамеченной. Он умер 4 октября 1669 года. И только через сто-двести лет его имя приобрело широкую, а затем мировую известность, а картины стали достоянием крупнейших музеев.

Творческое наследие Рембрандта колоссально. Сохранилось около пятисот его картин, двухсот пятидесяти офортов, тысячи пятисот рисунков. Эти произведения – яркий образец демократического и гуманистического искусства.

Влияние Рембрандта распространялось не только на его непосредственных учеников (Г. Доу, Ф. Боль, Экгоут, А. де Гельдер и др.). Последовательный реализм Рембрандта, глубокий психологизм созданных им образов, непревзойденное мастерство в использовании светотени, богатство и разнообразие живописных приемов и многие другие достижения крупнейшего живописца Голландии привлекали и привлекают к его творчеству внимание художников и любителей искусства разных стран.