Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Художник-мыслитель Якоб Рейсдаль



Голландский пейзажист Якоб ван Рейсдаль принадлежит к числу наиболее выдающихся живописцев XVII века. А между тем биография этого художника почти неизвестна. Неясен год его рождения – это либо 1628, либо 1629; лишь предположительно называют одним из его учителей Соломона Рейсдаля (дядю Якоба Рейсдаля). Почти отсутствуют достоверные сведения и о дальнейшей судьбе художника. Известно лишь, что родился он в семье мастера рам, провел юные годы в родном городе Гаарлеме, в конце 40 – начале 50-х годов путешествовал по близлежащим районам Германии; примерно в 1656–1657 годах переехал в Амстердам. Был он человеком болезненным, по натуре замкнутым, постоянно неудовлетворенным собой, одиноким.

В ранних своих работах Рейсдаль запечатлел живописные уголки в окрестностях Гаарлема, где он часто совершал прогулки. Художник не стремился изобразить бескрайние дали, равнины, реки, города с многочисленными фигурками людей, занятых обыденными делами, как это делали многие его предшественники и современники (Гойен, С. Рейсдаль). Рейсдаль фиксирует отдельные участки местности, по-особому впечатляющие зрителя, рождающие в его душе взволнованное чувство. При этом художник почти не изображает самих людей. Редкие в его картинах и обычно одинокие фигурки путников (так же, как и птицы, животные) написаны, как правило, не самим художником, а кем-либо из его друзей (Берхем, Адриан ван дер Вельде).

Наиболее ранним среди датированных произведений Рейсдаля является эрмитажный пейзаж «Домик в роще», созданный в 1646 году. Это типичный для Рейсдаля пейзаж настроения. Затерявшаяся в лесной чаще хижина, отдыхающий у дороги человек, надвигающиеся сумерки создают атмосферу покоя, умиротворенности и одновременно легкой грусти. Но со временем в произведениях живописца нарастает драматизм, появляются взволнованные и тревожные ноты. Это ярко проявилось уже в 50-е годы в таких работах, как «Замок Бентхейм» (1653. Частное собрание, Лондон) и особенно в картине «Еврейское кладбище» (Около 1655 г. Картинная галерея, Дрезден). Последнюю Рейсдаль написал в нескольких вариантах.

В этом широко известном произведении глубоко впечатляет бурный и романтический образ природы. Грозовое небо с темными клубящимися облаками, полоса радуги, руины зданий и стремительный поток воды, который проносится мимо холодных надгробных каменных плит, напоминают о той близости, в которой постоянно выступают жизнь и смерть.

Гёте справедливо называл Якоба Рейсдаля художником-мыслителем. В период наивысшего расцвета своего таланта, в 60-е годы, Рейсдаль изображает жизнь природы в диалектическом развитии, в борьбе сил становления и роста со всем, что обречено на гибель и постепенно уступает дорогу новому. Лучшая из картин Рейсдаля в собрании Эрмитажа – «Болото» – является не просто зарисовкой очереднего пейзажного мотива. Перед нами обобщенный образ природы могучей, величественной, древней, но одновременно полной жизненных сил. Точно в борьбе сплетаются ветвями и тянутся кверху, к свету могучие, кряжистые деревья, а внизу подстерегает их трясина. Заросшее водорослями болото и ствол упавшего в него мертвого дерева, сломанные сучья дубов, оголенные ветви, одиноко выступающие на фоне неба – свидетели бурь и ненастий. Маленькой и хрупкой кажется в этом могучем пейзаже фигурка охотника. Своеобразные пантеистические взгляды, присущие Рейсдалю, нашли здесь яркое выражение.

Композиция картины, «вовлекающая» зрителя в глубь пейзажа, характерный для Рейсдаля колорит с неяркими серебристо-зеленоватыми, пепельно-серыми, коричневато-бурыми тонами, многочисленные контрасты темных и светлых «пятен», экспрессия линий и форм усиливают эмоциональное воздействие произведения.

Характерно, что во второй половине XVII века, в период усиления идеализирующих тенденций в искусстве Голландии и поисков нарядного, парадного стиля, подлинный реализм, глубина и поэтичность творчества Я. Рейсдаля зачастую не находят отклика и широкого признания. В поздние годы под впечатлением успехов своего друга художника Эвердингена, посетившего скандинавские страны и изображавшего по возвращении на родину их природу, Я. Рейсдаль создает картины с видами норвежских гор и водопадов («Водопад в Норвегии», «Горный пейзаж», обе в Эрмитаже и др.). Но и эти картины не изменили положения художника. Он кончает жизнь в бедности, в больнице, куда помещают его на казенный счет. Смерть Рейсдаля (он умер 14 марта 1682 г.) проходит почти незамеченной. И лишь в XVIII и особенно в XIX веке его творчество получает достойную оценку; начинается собирание произведений художника. В настоящий момент их известно около пятисот. Помимо живописных работ, Рейсдалю принадлежат замечательные рисунки и офорты.