Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Франс Гальс из Гаарлема



Франс Гальс родился между 1580 и 1585 годами (точная дата неизвестна) во Фландрии, в Мехельне (по другим данным – в Антверпене), где в это время жил с семьей его отец – ремесленник-суконщик, выходец из Голландии. Около 1590 года семья возвращается на родину, в Гаарлем. В дальнейшем вся жизнь и деятельность Франса Гальса была связана с этим городом. Здесь он получил художественное образование, обучаясь в 1596–1603 годах в мастерской Кареля ван Мандера – одного из руководителей «гаарлемской академии», известного биографа нидерландских живописцев.

В 1610 году Гальс был принят в гильдию св. Луки. О том, как развивался его талант в первые годы самостоятельной работы, судить трудно, так как жанровые сцены и портреты, написанные в это время, не сохранились. Вся же дальнейшая деятельность художника свидетельствует о его полном отходе от традиций академического итальянизирующего направления, возглавлявшегося в Гаарлеме его учителем – К. ван Мандером, Гольциусом, К. Корнелиссеном и др. Героями Гальса становятся современные ему люди; художник стремится живо запечатлеть их своеобразный облик, настроение, отношение к окружающему. Именно Гальс впервые уловил и так убедительно передал жизнеутверждающий дух, деловитость и энергию, присущую его соотечественникам в период становления и утверждения буржуазной республики в Голландии. И он же впоследствии, когда Голландия становится уже «образцовой капиталистической страной XVII столетия», показывает пресыщенных жизнью, разочарованных или глубоко несчастных людей.

Человек – основной и почти единственный объект наблюдения Франса Гальса. Всю свою жизнь художник писал портреты (в том числе групповые) и жанровые сцены. Его привлекают народные типы, будничные сценки. В наиболее ранних из известных картин Гальса можно видеть старика-торговца, предлагающего селедки («Портрет Питера ван дер Морсха»), добродушную няньку, забавляющую яблоком девочку («Кормилица с ребенком». Около 1620 г. Музей в Далеме, Берлин), красотку, которая, сидя за столом в кабачке, обменивается игривыми взглядами с молодым мужчиной и иронически указывает ему на пылко прижавшегося к ней влюбленного хмельного старика («Веселое общество», 1616–1620, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Изображению сценок в кабачках и тавернах голландские живописцы, в частности, ученики Ф. Гальса, уделяли большое внимание. К числу частых посетителей кабачков принадлежал и сам художник, жизнь которого сложилась неблагополучно (постоянная нехватка денег, долги, конфликты с женой – первый брак Гальса оказался неудачным). А между тем уже в эти годы популярность его как живописца велика. Он имеет учеников, получает много заказов.

В 1616 году мастер создает большой портрет офицеров стрелковой роты св. Георгия. Вместо искусственного объединения в одной картине фактически разобщенных и явно позирующих людей (как это обычно бывало в групповых портретах), Гальс добивается сюжетной связи изображаемых: он делает офицеров участниками товарищеской пирушки. В более позднем портрете офицеров той же роты (1627), а также в картинах, запечатлевших офицеров роты св. Адриана (1623–1624 и 1633 – обе в Музее Ф. Гальса, в Гаарлеме), художник в еще большей степени достигает естественности и единства.