Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Групповой портрет руки Франса Гальса



Преодолев некоторую композиционную скованность и однообразие, характерные для портрета 1616 года (расположение участников пирушки вытянутой цепочкой у стола, повторяющиеся ракурсы фигур, одинаковая степень активности всех участников сцены и т. д.), Гальс уже в картине 1623–1624 годов добивается гораздо более компактной и живой композиции. Фигуры расположены в несколько рядов и составляют две неравные группы, офицеры вплотную обступили стол. Они сидят, стоят, движутся; их лица оживлены, полны веселья и бодрости. Сложный и вместе с тем единый ритм пронизывает композицию, сообщая ей цельность. Групповой портрет у Франса Гальса оживает, приобретает динамический характер. Эта динамика, выражающая активность и энергию портретируемых, достигается рядом приемов: приближение группы к зрителю, «сжимающая» ее рама картины, сопоставление в различных ракурсах фигур, которые помещены на разной высоте и на различном отдалении от нас, пересекающиеся линии, намеченные движениями и взглядами, направленные по диагонали знамя и офицерские ленты, повязанные наискось через плечо, контраст темных одежд и шляп с белоснежными воротниками, наконец, широкие и быстрые мазки, к которым прибегает художник. Солнечный свет, заполняющий комнату и яркие цветовые «пятна» (знамя, ленты) еще более усиливают жизнерадостный и бодрый дух, царящий в среде веселящихся офицеров.

В групповом портрете 1627 года именно единство настроения становится уже основным объединяющим моментом (пиршественный стол почти не виден). Параллельно с решением проблемы группового портрета Ф. Гальс в 1620–1630 годах много работает над жанровыми картинами. Героями их выступают простые люди («Юнкер Рамп». 1623. Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Шут, играющий на лютне». Середина 1620-х годов. Музей, Амстердам; «Мулат». Около 1630 г. Государственный музей, Лейпциг) и часто дети («Мальчик с собакой». 1623–1625. Музей, Глазго; «Смеющийся мальчик с флейтой». 1626. Музей, Шверин; «Бродяжка из Гаарлема». Конец 1620 – нач. 1630-х гг. Антверпен).

Все это органически связано с положением самого художника. Выходец из низов, он до конца остается человеком демократического склада. Известно, что вторым браком он женится на простой, неграмотной женщине Лисбет Рейнирс. Он становится отцом большого семейства (всего у Гальса было двенадцать детей) и обеспечение семьи является для него постоянной и порой неразрешимой проблемой. Но, несмотря на жизненные трудности и лишения, и сам Гальс, и его герои полны сил и оптимизма. Ярким воплощением здоровья и жизнерадостности является знаменитая гальсовская «Цыганка» (конец 1620-х гг., Лувр, Париж). Выбор объекта изображения определяется отнюдь не этнографическим интересом, не экзотической занимательностью модели. В этом образе нашел живое и непосредственное выражение вольнолюбивый и свободный нрав человека из народа. Горделивый поворот головы, лукавая, манящая улыбка, глаза, смело встречающие чей-то устремленный на девушку взгляд, позволяют ощутить цельный и темпераментный характер цыганки.

Одна из замечательных особенностей новой манеры, утверждавшейся Гальсом – использование разнообразных по характеру и форме красочных мазков для достижения тех или иных живописных эффектов – ярко проявилась и в этой картине. Плотно «вылеплено» отдельными крепкими мазками, направленными по форме объемов, лицо цыганки и совсем по-другому – тонкими, изогнутыми линиями намечены прядки волос, ниспадающие на лоб; те же линии скручиваются и извиваются, когда художник изображает спутанные волосы на голове; легкие вибрирующие красочные мазки и отдельные «хаотически» брошенные штрихи передают тонкую, смятую ткань расстегнутой на груди рубашки и т. д. Загорелая, черноволосая девушка в красно-коричневом корсаже и белой рубашке изображена на фоне быстро бегущих темных облаков, в просвете которых видна голубовато-зеленая полоса неба. В картине динамичны не только лицо цыганки и пейзажный фон, но и стремительно брошенные на холст мазки, переменчивый цвет, изменяющийся свет. Уже в середине 20-х годов Франс Гальс – известный и популярный мастер, учениками которого являются такие в дальнейшем прославленные живописцы, как Броувер, Адриан Остаде. В 1627 году мастерскую Гальса посещает Ван-Дейк. Он восхищается работами художника и приглашает отправиться с ним в Италию. А через два года Рубенс, находясь в Голландии с дипломатическими поручениями, также счел своим долгом побывать у знаменитого гаарлемского мастера.