Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Двести пятьдесят картин Гальса



На рубеже 1620–1630-х годов, когда в Голландии усиливаются классовые противоречия и все более углубляется социальное неравенство, в искусстве Гальса появляются первые признаки разочарования, неудовлетворенности жизнью. В его картинах, как и прежде, люди порой смеются, но в этом смехе уже нет чувства уверенности и волевого начала («Веселый пьяница». Конец 1620-х гг. Рейхсмузей, Амстердам, «Мулат»). А в циничном и злобном хохоте «гаарлемской ведьмы» – кабатчицы Малле Баббе (конец 1620 – начало 1630-х гг. Музей в Далеме, Берлин) не осталось и следа от веселости здоровых и бодро идущих по жизни героев раннего Гальса. Чутко улавливая перемены, происшедшие в людях, сложные, противоречивые чувства, которые ими владеют, художник стремится к более углубленной психологической характеристике изображаемых. Впервые эту задачу он решает в портрете купца Виллема Хейтхейзена (нач. 1640-х гг. Картинная галерея, Брюссель). Незадолго перед этим Хейтхейзен (вероятно, по его просьбе) был изображен Гальсом в несвойственном мастеру портрете барочного стиля. Полной противоположностью этой нарядной картине явился второй портрет купца. В широкополой шляпе, небрежно закинув ногу на ногу и лихо запахнув полу камзола, он сидит, раскачиваясь на стуле, и усилием крепко сжатых рук сгибает тугой хлыст. Этот жест хорошо передает внутреннюю собранность и напряженное состояние человека. За внешней небрежностью и парадностью скрываются разочарование и усталость. Печальна улыбка на уже немолодом лице, умные глаза смотрят внимательно и вместе с тем – устало и грустно.

В основе замечательного группового портрета регентов госпиталя св. Елизаветы в Гаарлеме (1641) также лежит психологическая ситуация, но уже основанная на взаимоотношениях нескольких людей.

В картинах 1640-х годов колорит становится более сдержанным, почти исчезают сочетания ярких красок, живописная манера приобретает еще большую свободу (портреты французского философа Рене Декарта, конец 1640-х гг. Лувр; Яспера Схаде фон Веструма, серед. 1640-х гг. Рудольфиниум, Прага; «Портрет молодого человека с перчаткой в руке», Эрмитаж). С наибольшей силой талант художника раскрылся в последний период его творчества – в 50–60-е годы. Это время, когда Гальс был уже глубоким стариком. Материальное положение его ухудшилось. В 1660 году он вынужден был принять пособие цеха живописцев. С 1662 года его поддерживает скромной пенсией магистрат. К числу шедевров 50–60-х годов относятся написанные в широкой и смелой живописной манере блестящий по колориту с эффектным сочетанием черного, белого и желтовато-розового цвета «Мужской портрет» (1652, Эрмитаж), сложный по характеристике «Портрет мужчины в широкополой шляпе» (1660–1663. Картинная галерея, Кассель) и, наконец, два знаменитых групповых портрета (1664, оба в Гаарлеме, в музее Ф. Гальса), изображающих в одном случае – регентов, а в другом – регентш госпиталя стариков в Гаарлеме. С подлинным трагизмом запечатлел восьмидесятилетний художник образы почтенных «благодетелей», распоряжавшихся судьбами стариков. В этих портретах он выразил свое глубокое отвращение к ханжеству и бездушию попечителей богадельни, общение с которыми напоминало ему о близости смерти. Ничего святого, ничего человеческого не осталось в душах этих людей. Лица регентов несут печать вырождения, глаза мертвы, движения бессмысленны. Регентши представлены по-другому – они застыли в благопристойном молчании, слушая речь своей казначейши, их движения размеренны, костюмы аккуратны, во всем их облике отражены черствость, чопорность и сухость. Взору жизнерадостного в прошлом художника в конце его жизни мир предстает трагической и беспросветной стороной. Одинокий и нищий Франс Гальс умирает в конце августа 1666 года. Его хоронят за счет города.

В течение двух веков имя Гальса остается почти забытым. Но вот в 60-е годы XIX века импрессионисты первые высоко оценили смелую живописную манеру Гальса, его умение схватывать и передавать изображаемое в движении, колористические достоинства его картин и т. д.

Значение Гальса в утверждении демократической линии в реалистическом искусстве Голландии XVII века очень велико. Он был учителем выдающихся живописцев Броувера, Адриана и Исаака Остаде, ряда мастеров бытового жанра; он оказал влияние на Яна Стена и многих художников реалистов за пределами Голландии. Велико и его творческое наследие – сохранилось около двухсот пятидесяти картин.