Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Теоретик искусства Джошуа Рейнольдс



Из мастерской Рейнольдса выходят сотни портретов представителей английской знати, политических и военных деятелей, ученых, художников и артистов. Среди них есть парадные картины, призванные возвеличить портретируемого. Импозантные фигуры аристократов предстают в них на фоне тяжелых драпировок, декоративных ваз, колонн, балюстрад («Портрет герцогини Девонширской» и многие другие). Но подобные же барочные элементы иногда можно видеть и в портретах ученых или деятелей искусства, где художник прибегает к живым и правдивым характеристикам («Архитектор Джон Хунтер с сыном». Галерея университета, Оксфорд и др.). Здесь они выполняют иную функцию – возвышают образы нетитулованных, но одаренных и просвещенных людей, подчеркивают значение той сферы деятельности, в которой портретируемые выступают. Рейнольдс неоднократно вводил в свои картины аллегорические фигуры, умело связывая их с реальными персонажами и добиваясь более полного и образного раскрытия содержания произведения.

В одном из написанных художником портретов Гаррика (коллекция Ротшильда) великий актер, немного сопротивляясь и смущенно улыбаясь, идет ведомый под руки музами Комедии и Трагедии. Чуть ироническая улыбка Гаррика, нерешительность, точно он не знает, какой из увлекающих его спутниц отдать предпочтение, вносят в это искусственно построенное произведение живую и естественную интонацию. Иногда Рейнольдс, решительно отказываясь от привычных и популярных в то время традиционных форм парадной живописи, создавал исключительные по силе реализма, лаконичности художественных приемов и психологической выразительности образы («Изгнанный лорд». Национальная галерея, Лондон, портреты Ричарда Бэрка и графа Фредерика Бесборооба в коллекции графа Спенсера). К числу лучших работ Рейнольдса относятся также «Портрет Нелли О'Брайен» (1760–1762. Собр. Уоллес, Лондон), где художник, помещая фигуру на открытом воздухе, виртуозно передает эффект освещения. Многочисленные изображения детей также различны по своему характеру. Среди них – парадные детские портреты, порой напоминающие аналогичные работы Ван-Дейка («Мальчик из семьи Кру в виде Генриха VIII. 1776. Коллекция графа Греве, «Портрет мальчика». Галерея Глазго), картины, где чувствуется явная идеализация, оттенок умиления и сентиментальности («Младенец Самуэль», «Робинетта» – обе в Национальной галерее, Лондон) и, наконец, сделанные с тонкой наблюдательностью и лиризмом детские образы («Мисс Бауэлс». 1775. Национальная галерея, Лондон; «Портрет Пенелопы Бусби», она же – «Чепчик». Лондон).

Кроме портретов, Рейнольдс писал мифологические и аллегорические картины («Смерть Дидоны», «Кимон и Ифигения» – обе в Букингемском дворце и др.).

В 1786–1788 годах по заказу Екатерины II он создал большую картину «Младенец Геракл, удушающий змей», отобразив в аллегорической форме могущество России.

Европейской известности художника способствовали также его поездки на континент (в 1768 г. – в Париж, в 1781 – в Нидерланды, где он знакомился с искусством фламандских и голландских живописцев, в Германию, а в 1783 г. – во Фландрию – в Антверпен и Брюссель).

Рейнольдс выступал и как теоретик искусства, высказывая глубокие и интересные мысли. Он принял самое активное участие в организации Академии художеств и был ее первым президентом. Речи Рейнольдса были изданы на многих языках, в том числе и на русском.

Несмотря на то, что король Георг III далеко не сразу оценил талант Рейнольдса, огромная популярность художника и его заслуги в создании Литературного клуба (основан в 1764 г.) и Академии (открыта в 1768 г.) были отмечены возведением мастера в рыцарское звание. В 1784 году Рейнольдс назначается придворным живописцем короля. Он много и напряженно работает. Лишь в последние годы жизни, в связи с ухудшением здоровья, масштабы его деятельности постепенно уменьшаются. Первые признаки болезни в 1782 году лишь ненадолго прерывают работу. Однако в 1789 году положение резко ухудшается, художник слепнет на один глаз. Считая, что в этих условиях он не сможет выполнять картины на должном уровне, Рейнольдс оставляет живопись.

23 февраля 1792 года художник умирает.

Что такое механообработка? Узнайте здесь