Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Знаменитый портретист Томас Гейнсборо



Томас Гейнсборо – выдающийся мастер портретной живописи и крупнейший пейзажист Англии второй половины XVIII века – родился в 1727 году в селении Седберри (Суффолк, Восточная Англия) в семье торговца сукнами. Еще юношей он делал зарисовки, изображая природу родных мест. Ученические годы художника связаны с Лондоном, где он обучался сначала серебряных дел мастерству, а затем у Френсиса Хаймена, посредственного, но популярного портретиста, – живописи. Заметное влияние на Гейнсборо оказал французский рисовальщик и гравер Гюбер Гравло, находившийся в это время в Лондоне. Вероятно, с его помощью молодой художник в совершенстве овладел искусством рисунка.

Самостоятельная деятельность Гейнсборо начинается в 1746 году в маленьком городке Ипсвич, в Суффолке. Он пишет портреты (в том числе групповые) представителей местного общества, изображает своих дочерей и себя в кругу семьи. Большое внимание художник уделяет пейзажу, стараясь живо и конкретно передать впечатления от природы живописных окрестностей Иповича («Корнарский лес». 1748. Национальная галерея, Лондон; «Вид на Дедэм». Около 1750 г. Лондон). Однако в этих ранних картинах еще чувствуется влияние голландской пейзажной живописи XVII века, условность в изображении листвы и очертаний деревьев.

Особую популярность Гейнсборо завоевывает с начала 1760-х годов. В 1759 году он поселяется в курортном городке Бате, где работает главным образом как портретист, выполняя большое количество заказов столичных и местных аристократов. В эти годы он испытывает влияние Ван-Дейка, часто обращаясь к подчеркнуто вертикальным композициям, удлиняя пропорции фигур, изображаемых часто во весь рост, в уверенных и изящных позах и движениях. Эти произведения отличаются нарядным колоритом.

Но, опираясь на вандейковские традиции, имевшие для английского искусства большое значение, Гейнсборо выдвигает собственный идеал, создает особый тип портрета, получивший не меньшее признание, чем работы его великого современника и соперника – Рейнольдса.

В отличие от картин Рейнольдса, тяготевшего к стилю барокко с характерной для него помпезностью, тяжеловатостью, произведения Гейнсборо исполнены ближе к манере рококо. Не утрачивая репрезентативности и парадности, они кажутся более легкими, изящными и утонченными. Герои его картин полны внутренней взволнованности и по-настоящему поэтичны. Одухотворенность образов особенно ощутима благодаря внешней сдержанности в выражении чувств и сознательной «недосказанности» не только в мимике, но и в характере пейзажного фона. Он написан обычно легкими, «тающими» мазками и является своеобразным аккомпанементом, подчеркивающим лирическое звучание произведения.

В знаменитом портрете Джонатана Батолла (так наз. «Голубой мальчик». Около 1770 г. Галерея Хантингтон, Сан-Марино, США) художник прибегает к эффектному сопоставлению фигуры мальчика в голубом костюме с пейзажем, написанным в теплых коричневатых тонах.

В 1774 году Гейнсборо переезжает в Лондон, где становится, наряду с Рейнольдсом, самым популярным живописцем. Часто они пишут одни и те же модели (Миссис Шеридан, актриса Сиддонс и многие другие). Так же как и Рейнольдс, Гейнсборо создает портреты короля Георга III и его жены королевы Шарлотты, многочисленные парадные портреты аристократов, политических деятелей, людей искусства. Среди лучших работ этого периода: эффектный портрет миссис Грехем (Около 1777 г. Национальная галерея, Эдинбург), изображенной во весь рост, в красном платье, возле колонны, на фоне далекого пейзажа, портрет знаменитой актрисы Сиддонс (1784. Национальная галерея, Лондон) в нарядном туалете, позирующей с холодным и несколько бесстрастным выражением лица, эрмитажный «Портрет герцогини де Бофор» (?) (между 1775 и 1780 гг.), построенный на сочетании голубых, серебристо-пепельных, розовых тонов и исполненный в легкой и смелой живописной манере, характерной для Гейнсборо.

Среди лучших пейзажей этого времени особую известность получил «Водопой» (1775–1777. Национальная галерея, Лондон), созданный, как и другие поздние работы этого жанра, не на основе непосредственных наблюдений и зарисовок с натуры, а по воспоминаниям и с учетом уже выработанных художником представлений о гармонии и красоте. Именно это умелое построение картины и ее колористические достоинства получили заслуженно высокую оценку. Однако в целом пейзажи Гейнсборо принимались довольно холодно; художник не порывал с этим жанром лишь в силу особой привязанности с детских лет к природе и провинциальной жизни. В ряде случаев он поразительно умело сочетал портретный жанр с ландшафтом (изображение герцога и герцогини Кемберлендских во время прогулки по парку). Но во многих парадных картинах пейзаж все же играет подчиненную роль, а порой попросту служит своеобразной декорацией фоном.

Наиболее органичного слияния человека с природой мастер достигает в пейзажах, где показывает крестьян за обычными их занятиями. Люди пасут скот, едут в повозке по лесной дороге, нянчат детей на открытом воздухе у порога хижины, собирают хворост («Воз». 1786. Галерея Тет, Лондон; «У дверей фермы». 1778. США и др.). Эти картины явились основой для последующего развития реалистического пейзажа в Англии. Эмоциональная насыщенность и лиричность искусства Гейнсборо, утверждение в противовес академическим канонам новых приемов и живописной техники (легкие и разнообразные мазки, сама фактура которых помогает характеризовать изображаемое, колористическое богатство) позволяет говорить о Гейнсборо как о живописце, обладающем ярким и самобытным.

Смерть художника наступила внезапно. Он умер 2 августа 1788 года от рака горла.