Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Пуссен – первый живописец короля



Спокойное течение скромной обыденной трудовой жизни Пуссена было нарушено в 1639 году, когда он получил приглашение вернуться на родину ко двору французского короля. Художник долго колебался, ему не хотелось покидать Рим, привычный образ жизни, но, после того как пришло письмо от самого Людовика XIII, отказываться стало невозможно, и осенью 1640 года Пуссен отправился в путь. Принят он был в Париже с большими почестями. «Скромность мешает мне рассказать, как я был принят его величеством!» – пишет он своему другу и покровителю Кассиано дель Поццо. Ему дают звание «первого живописца короля», поручают руководство работами по росписи «Большой галереи» Луврского дворца, создание серии картонов для шпалер и ряд других заказов. Однако очень скоро мастер начинает понимать, что постоянная спешка и суета угрожают превратить его из художника в «пачкуна». Неприятное чувство усугубляется еще тем, что работавшие до него при дворе и теперь завидующие ему живописцы во главе с Вуэ плетут вокруг него сеть интриг. Едва дотянув показавшиеся ему бесконечно длинными восемнадцать месяцев, Пуссен под предлогом приведения в порядок своих дел уезжает в Рим, увозя на душе горький осадок. Ему приходится дать слово, что он вернется обратно, и это его очень тяготит, но после смерти Ришелье, а затем и Людовика XIII вопрос о данном слове и обещании вернуться отпадает сам собой.

Несмотря на то, что слава Пуссена перешагнула границы страны, трудно найти среди его современников мастера, который был бы так скромен, так непритязателен в требованиях. Без сожаления оставил он свой маленький дворец, карьеру придворного художника, большие деньги, почести, которые имел на родине. Только в Риме, в скромной обстановке, вернувшись к упорному каждодневному труду, который был для него и отдыхом и развлечением, он обрел самого себя.

«Он имел привычку рано вставать и час или два упражняться в живописи, – пишет биограф художника Беллори, – затем он выходил прогуляться... Он вел интересные ученые беседы с сопровождавшими его друзьями. Вернувшись домой, Пуссен без перерыва работал до полудня. Затем, подкрепив свои силы, снова принимался писать и писал в течение нескольких часов. Вечером он снова выходил и гулял пешком».

Многое можно узнать о Пуссене из воспоминаний его современников, из его писем, содержащих глубокие мысли, но, пожалуй, не меньше могут дать автопортреты мастера. Пуссен работал в разных жанрах, однако портретов не писал. Исключение составляют автопортреты, созданные по заказу в ответ на настойчивые просьбы близких друзей. В «Автопортрете» (1650. Лувр, Париж), написанном для Шантелю, мастер изображает себя без обычных для живописца атрибутов – палитры и кистей. Он создает полный значительности образ художника-мыслителя, в котором прежде всего подчеркнута сила интеллекта. Не боясь правды, Пуссен изображает себя далеко не молодым, но как величаво и спокойно его лицо, как выразителен светящийся умом устремленный вдаль пристальный взгляд. В фигуре, задрапированной в черный плащ, в уверенном жесте руки, лежащей на книге, в гордо посаженной голове – достоинство, воля, независимость.