Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Преклонение Пуссена перед красотой и вечностью природы



После возвращения из Франции Пуссена продолжает волновать и мифологическая, и историческая, и библейская тематика, но многое из того, что раньше привлекало его внимание, он теперь переосмысляет. Так, например, возвращаясь к композиции 1630-х годов «Аркадские пастухи», он в начале 1650-х годов создает новый вариант – одно из самых прославленных своих произведений.

13 «Аркадских пастухах» (1650-е гг. Лувр, Париж) художник изображает жителей легендарной счастливой страны Аркадии, обнаруживающих высеченные на мраморном надгробии слова: «И я жил в Аркадии», которые наводят их на мысль о том, что от смерти не уйти никому. Каждый из трех пастухов по-своему реагирует на только что прочитанную фразу. Похожая же на античную статую величавая женская фигура – это как бы выразительница мыслей самого мастера. В раздумье положив руку на плечо одного из пастухов, она всем своим спокойным умиротворяющим обликом как бы говорит: человек не вечен, и он не в силах этого изменить, а потому, принимая смерть как неизбежное, как конец всякой жизни, он должен относиться к ней философски спокойно. Утверждая превосходство человека, способного трезво оценивать мир и его неопровержимые законы, художник создает поэтическое произведение, в котором все прекрасно и гармонично: и строго уравновешенная композиция, и утренний, пронизанный светом и воздухом пейзаж, и благородный красивый человек.

Поиски всего значительного и величественного приводят Пуссена под конец жизни к преклонению перед суровым могуществом, красотой и вечностью природы. Создавая так называемый героический пейзаж, художник не изображает конкретную местность. Его пейзажи навеяны реальной природой, но в них нет ничего случайного, мимолетного, они строго построены, полны эпической мощи, подлинного пафоса (например, «Пейзаж с Полифемом». 1649. Эрмитаж).

Вершиною этого жанра можно считать цикл из четырех пейзажей «Времена года» (1660–1665 гг. Лувр, Париж).

Над последней картиной из этого цикла – «Зимой», или «Потопом», художник работает уже с трудом. Паралич постепенно затрудняет движения, слабеет зрение, трясутся руки. После тяжелой болезни и смерти жены (1664 год) Пуссен уже не может оправиться. Ум, как всегда, трезв, но сил нет. В полном сознании, составив завещание и попросив хоронить себя «без всякой помпы», Пуссен умирает 19 декабря 1665 года.