Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Успех и ранняя смерть Ватто



Галантные сцены Ватто – это не документальное изображение быта аристократических кругов Франции начала XVIII века. Близко соприкасающиеся с театральными сценами, порожденные ими и часто трудно от них отделимые, они окутаны дымкой поэтического вымысла, мечтой художника о прекрасном. В них ничего существенного не происходит, нет ни сильных чувств, ни энергичных движений – все построено на полутонах, на недоговоренности, над всем царит любовь и лирическая грусть, часто переплетающиеся с горечью и иронией.

Характерные черты жанра галантных сцен ярко отражены в картине «Паломничество на остров Цитеру» (1717. Лувр, Париж) – одной из наиболее популярных композиций мастера, за которую в 1717 году он получил от Королевской академии специально для него придуманное звание «художника галантных празднеств».

Изображая влюбленные пары, художник разворачивает перед зрителем сложную гамму чувств: от дамы справа, на переднем плане, спокойно слушающей своего кавалера, к даме левее, уже готовой уступить охватывающему ее чувству, дальше в глубину, где вначале как бы нехотя и томно, потом оживленно и решительно пары направляются к судну. Фигуры в картине образуют как бы единый поток, подчиненный определенным ритмическим чередованиям. Каждая поза, каждый поворот, жест выдают острую наблюдательность художника, делавшего много зарисовок с натуры, в каждом из них раскрываются прихотливо сменяющиеся чувства. В выявлении тонких эмоций, в создании музыкального поэтического строя картины большую роль играет пейзаж: зеркальная поверхность воды, окутанные дымкой воздушные манящие дали, ажур кружевных крон деревьев. Тому же способствует и красочный строй произведения, его золотистая, построенная на полутонах гамма, в которой отсутствуют звонкие локальные пятна. «Паломничество на остров Цитеру», как и другие галантные празднества Ватто, раскрывают перед нами лирическое дарование художника-поэта, его огромный дар колориста. Ватто не датировал свои произведения, а потому сложно расположить их в строго хронологическом порядке, также как и определить год создания той или иной картины. Но о некоторых из них биографы художника оставили совершенно точные указания. Так, например, известно, что одной из последних работ мастера была знаменитая «Лавка Жерсена» (Дворец Шарлоттенбург, Берлин). Художник написал ее в 1720 году после непродолжительного пребывания в Англии, куда он поехал в надежде на помощь известного лондонского врача Мида.

В Англии Ватто имел огромный успех, но лондонский климат резко ухудшил его тяжелое состояние, и на родину он вернулся совсем больным, близким к полному отчаянию. Гонимый желанием скрыться от заказчиков и поклонников, Ватто еще до поездки часто переезжал с квартиры на квартиру. На этот раз он поселился у своего друга Жерсена и неожиданно сам предложил ему сделать вывеску для его антикварного магазина. Художник написал ее на двух отдельных, но затем соединенных одним обрамлением холстах, причем в очень короткий срок, несмотря на то, что слабость не давала ему работать подолгу. Большая по размерам, чем другие произведения мастера, она отличается от них еще и тем, что действие в ней перенесено с открытого воздуха в помещение. Вывеска изображает просторную лавку, стены которой сплошь завешаны картинами. Продавцы-хозяева, тонкие ценители искусств – покупатели, слуги – все заняты делом. Позы, жесты, как всегда у художника, очень разнообразны, полны смысла, выразительны. Над подчеркнуто изящным франтом – «знатоком» искусства, который педантично, сантиметр за сантиметром изучает картину вместе со своей спутницей, художник явно подсмеивается.

Вывеска лишена обычной у Ватто поэтической мечтательности, в ней много бытовых элементов (например, сидящая на переднем плане собака). Это как будто найденная в самой жизни сцена, которую Ватто мог наблюдать, находясь в доме Жерсена. И это единственное произведение, которое ценил сам мастер, обычно недовольный своими законченными работами.

Период плодотворной деятельности Ватто длится не более десяти-двенадцати лет. Туберкулезный процесс обостряется и ничто не в состоянии его приостановить. Художник возлагает надежды на чистый воздух, друзья отвозят его в прекрасное местечко близ Парижа – Ножан на Марне, но временное видимое улучшение в состоянии здоровья сменяется агонией. Ватто умирает 18 июля 1721 года в возрасте тридцати семи лет.