Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Грация и изящество в работах Фальконе



Большинство работ, выполненных Фальконе в 1750-е годы, носит камерный характер. Они полны грации и изящества. Произведение искусства должно прежде всего нравиться – таково непреложное требование меценатов. И они нравятся, эти аллегорические женские фигурки с удлиненными пропорциями, очаровательными гибкими формами, плавными и текучими контурами. Но в этих изнеженных, чуть сентиментальных «флорах» и «музыках» есть не только мягкость моделировки, воплощение идеала утонченной женской красоты. В типичных игривых образах искусства рококо ощущается тонкая наблюдательность автора, прекрасное знание им натуры. Это относится прежде всего к одним из лучших произведений Фальконе – «Грозящему амуру» и «Купальщице» (Лувр, Париж), принесших ему заслуженный успех в Салоне 1757 года.

Как правдивы поза, лукавая улыбка пухленького ребенка-амура, который подносит к губам палец и просит не выдавать секрета, в то время как его рука осторожно вытаскивает из колчана стрелу. С каким тонким мастерством передано детских пропорций тело, сколько непосредственности в игривой шалости маленького бога любви. Не менее выразительна и чарующая жизненной прелестью «Купальщица», которая трогает холодную воду кончиками пальцев изящной ножки.

В 1757 году Фальконе, получивший уже достаточно широкую известность, назначается художественным руководителем Севрской фарфоровой мануфактуры. Около десяти лет он возглавляет скульптурную мастерскую, создавая многочисленные модели для белого неглазурованного фарфора – бисквита.

В эти же годы мастер работает над громадными скульптурными группами «Распятие» и «Благовещение» для двух капелл церкви св. Роха в Париже. Но исполненные под влиянием барочной итальянской скульптуры декоративные ансамбли не удовлетворяют автора, который впоследствии назовет их «пустяком» в сравнении со статуей Петра I.

В конце 1750 – начале 1760-х годов у Фальконе уже есть положение, работа приносит ему почет, деньги, известность. Но подходя со строгой критической оценкой к своему творчеству, он чувствует, что еще не выразил себя, не сказал того слова, которое бы раскрыло его подлинные возможности. «Мне скоро 50 лет, но я еще не создал ничего достойного моего имени», – пишет он маркизу Мариньи. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Фальконе принял переданное ему русским послом предложение Екатерины II приехать в Россию для создания памятника Петру I. Путешествие и долгие годы работы в далекой незнакомой стране – серьезное испытание для пятидесятилетнего мастера. Но ничто не может остановить его, так как он понимает, что наконец-то может обратиться к большой героической теме, воплотить в конкретном произведении свои мысли об искусстве. Не случайно Дидро, рекомендуя Екатерине II Фальконе, с которым он был дружен, называет его «человеком думающим и чувствующим с величием».