Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Фальконе творит в Петербурге



В августе 1766 года заключен контракт, по которому Фальконе обязывается отправиться в Россию. 12 сентября скульптор и его спутница, способная восемнадцатилетняя ученица Мари Анн Колло (впоследствии жена сына художника – Пьера Фальконе), уже в пути. Они едут в карете в течение месяца. А тем временем морем из Руана в Петербург на корабле «Авантюрист» плывут двадцать пять ящиков с книгами, гравюрами, гипсовыми слепками, инструментами, незаконченными работами, которые Фальконе берет с собой.

Яркий образ скульптора создает Мари Анн Колло по прибытии в Петербург. В портрете своего учителя («Бюст Фальконе». 1767. Эрмитаж) она дает очень меткую характеристику «большого уличного мальчишки», как любя называл своего друга Дидро. «Груб и вежлив, ласков и резок... нежен и колок, серьезен и шутлив...», – писал Дидро о Фальконе. Эта противоречивость, сложность натуры воплощена и в портрете Колло. В нем переданы пытливый ум, склонность к размышлениям и что-то неуловимо мальчишеское. Острый взгляд серьезного, вдумчивого художника удивительно сочетается с задорной улыбкой жизнерадостного человека, способного беззаботно шутить и тонко иронизировать. Большой рот, широкое лицо, глубокие морщины – это не приукрашенный, а правдивый портрет, согретый искренним чувством, глубокой симпатией автора к портретируемому.

В Петербурге Фальконе сразу же начинает работать над моделью памятника. Образ Петра привлекал скульптора – друга энциклопедистов, в среде которых интерес к России, и, в частности, к ее преобразователю, был очень велик. Он не хотел изображать Петра традиционно, как полководца. «Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны...», – писал Фальконе, видевший в Петре I идеального монарха, о котором мечтали просветители XVIII века.

Работа над памятником занимает не восемь указанных в договоре, а двенадцать лет: мешают интриги президента Академии художеств Бецкого, отсутствие опытного мастера, который взялся бы отлить огромную и сложную по распределению масс скульптуру. Но Фальконе не может остановиться на полпути и готов любой ценой довести дело до конца. В пятьдесят восемь лет засев за книги, он изучает технику литья из бронзы и при деятельном участии скульптора Гордеева с помощью русских мастеров-литейщиков (в их числе Кайлова) отливает громадный конный монумент. Созданный Фальконе памятник предельно прост и лаконичен. В нем нет обычных для того времени аллегорических фигур, все внимание сконцентрировано на всаднике, как бы слитом с конем в едином неудержимом порыве. Стремясь воплотить в произведении основное в характере Петра I и его эпохи, скульптор подчеркивает в образе прежде всего героический пафос. Жест, поворот горделиво посаженной выразительной головы, в создании которой принимала участие Мари Анн Колло, выражают уверенность, величие, силу. Волевое лицо самодержца полно решимости.

Постамент не имеет обычных геометрических форм. Это гранитная скала в форме морской волны. Она входит органической частью в художественный замысел памятника. Ее крутой подъем, преодоленный всадником, символизирует препятствия, побежденные Петром. Все богатство образа, соединяющего в себе и эпическое величие горделивого всадника, и стремительный порыв и титаническую силу грозного укротителя бешеной стихии, раскрывается при осмотре памятника с разных точек зрения. Отсутствие ограды, против которой категорически возражал Фальконе («...кругом не будет никакой решетки...», – писал он), позволяет рассматривать монумент вблизи. Красивым четким силуэтом рисуется он издали.

В связи с необходимостью выравнивать площадь вокруг памятника открытие его было отложено на неопределенный срок и состоялось лишь 7 августа 1782 года. Фальконе же, закончив работу, в 1778 году выехал на родину. Создав произведение огромной впечатляющей силы и размаха, он воплотил в нем высокое представление о человеке, выразил свое эстетическое кредо. Больше мастер не создал ничего значительного. Получивший всемирную известность под именем «Медного всадника» памятник Петру I – лучшее его произведение.

Вернувшийся в родные края Фальконе назначается помощником ректора Академии, иногда он делает модели для Севрской фарфоровой мануфактуры, но главным образом готовит к печати свои теоретические работы, которые впервые выходят из печати в Лозанне в 1781 году, а затем дважды издаются в Париже.

Фальконе уже стар, он мечтает об отдыхе, о путешествии по Италии, но в день, назначенный для отъезда, 3 мая 1783 года, скульптора разбивает паралич. С этого времени он больше не выходит из дома и умирает 24 января 1791 года в возрасте семидесяти четырех лет.