Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Жизнь простых парижан в композициях Шардена



В 1730–1740-е годы Шарден вступает в полосу расцвета своего дарования. Он создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие совершенно новый мир – жизнь простых парижан.

Подобно тому, как в Голландии XVII века, в период утверждения буржуазного строя распространяется живопись бытового жанра, расцветает натюрморт и реалистический портрет, рост и усиление влияния «третьего сословия» во Франции, в середине XVIII века приводит к появлению небольших картин, правдиво рисующих буржуазные будни, предметы повседневного быта, наконец, передающих портретные черты скромного горожанина. Но во Франции, где буржуазия еще не была у власти, это новое прогрессивное искусство не могло получить такого размаха и иметь стольких последователей, как в Голландии. По существу, лишь один Шарден сумел с необычайной цельностью и полнотой передать своеобразие уклада жизни своего класса, новые отношения между людьми, которые складывались в это время. Именно он так естественно и просто, без малейшего оттенка декларативности сумел донести до зрителя, аппелируя к его эмоциям и избегая какой-либо навязчивости, поэзию будней маленького человека, его семейные заботы и радости, его труд, стремление к справедливости и добропорядочности, его уважение к полезной деятельности и тягу к моральному совершенствованию.

Характерны названия этих картин, почти полностью раскрывающие их несложный сюжет: «Женщина, чистящая овощи» (1738. Собр. Лихтенштейн, Вена), «Прачка» (около 1737 г. Эрмитаж), «Рукодельница» (Национальный музей, Стокгольм), «Вернувшаяся с рынка» (1739. Лувр, Париж), «Гувернантка» (1739. Собр. Лихтейнштейн, Вена), «Трудолюбивая мать» (1740. Лувр, Париж), «Молитва перед обедом» (1744. Эрмитаж). Многие из этих картин Шарден неоднократно повторял и варьировал. Несмотря на сравнительно узкий круг его тем, и, может быть, именно благодаря этому, художник в пределах полюбившихся ему сюжетов находит массу нюансов. Его картины и их образы, кажущиеся, по первому впечатлению, столь близкими и родственными, при внимательном рассмотрении обнаруживают богатую гамму тончайших оттенков чувств, многообразие движений, различный ритм, свои особые акценты, каждый раз иное освещение.

Свое искусство Шарден никогда не стремился использовать в целях борьбы с пороками старого общества, столь враждебно и высокомерно относившегося к его классу. Он шел по другому пути, утверждая позитивное начало в жизни. В век упадка и разложения французской аристократии буржуазные идеи просвещения и равенства людей независимо от их происхождения позволяли надеяться на близкое осуществление идеалов справедливости. Именно эта уверенность придавала такую цельность и искренность его творческим устремлениям. Но даже на этом раннем этапе буржуазного развития наиболее близкое к своему идеалу художник находил в домашней, семейной жизни и труде мелких буржуа.

Чаще всего он изображал женщин и детей. Это усиливало в его картинах интимную ноту, вносило оттенок поэтичности. Трудолюбивая хозяйка, любящая мать, заботливая гувернантка или дети с их непосредственностью и невинными забавами – вот главные герои Шардена. Собственно меньше всего к ним подходит наименование «герои». Художник отказывается от какой-либо патетики. В будничной жизни рядовых горожан он находит проявление черт, кажущихся ему идеальными. Духовный склад персонажей его картин, их мораль и поступки отражают новые буржуазные взгляды на общественную роль человека, его обязанности по отношению к другим людям, к семье.