Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Гувернантка, прачка и рукодельница на полотнах Шардена



Бытовые сцены, натюрморты, портреты Шардена утвердили во французском искусстве XVIII века прогрессивную линию реалистического отображения подлинной жизни. В этом смысле он выступил продолжателем традиций, восходящих к искусству братьев Лененов. В картинах Шардена не происходит что-то драматическое, захватывающе интересное – сюжетная сторона не играет в них решающей роли. Художник не стремится поразить воображение зрителя необычной композицией или яркостью красок. Но именно этот отказ от развлекательности и нарочитых эффектов, преданность натуре, изображение людей и вещей такими, какими их можно видеть в жизни, но какими их никогда до этого не изображали художники Франции, привлекали внимание к этим произведениям.

Картины Шардена по содержанию камерны и их небольшой формат оказывается единственно возможным. Наше внимание концентрируется на ограниченной, но достойной внимания сфере жизни – на теплоте человеческих чувств, на добром согласии, которые царят в семьях скромных парижан. Этим настроением проникнута почти каждая его работа. С благоговением и подлинным лиризмом изображает художник женщину-наставницу, воспитывающую у своих питомцев добрые чувства. И это обращение к разуму ребенка, забота о его нравственном воспитании, о соблюдении им норм поведения характерны и типичны для времени распространения просветительских идей («Молитва перед обедом», «Гувернантка»).

В своем искусстве Шарден поднимает и тему труда, но также ограничивает его пределами дома. Он с уважением и симпатией показывает женщину-труженицу, заботливую хозяйку («Прачка», «Рукодельница» – Национальный музей, Стокгольм). Отсутствие конфликтов и социальной остроты в его картинах способствовало их успеху не только в кругах буржуазного зрителя. Произведения мастера покупались даже для коронованных особ. В этих картинах, по содержанию столь далеких от живописи рококо, было и нечто общее с этим стилем, с еще не изжитой до конца традицией (легкость, изящество форм и движений, притушенные, неяркие краски, богатые тончайшими оттенками, повышенное чувство ритма, виртуозность даже в малом, в почти незаметных деталях).

Огромное место в творчестве Шардена (в особенности с 1750-х гг.) занимает натюрморт. Что бы не изображал художник: разнообразную снедь, кухонную утварь, предметы быта, инструменты или атрибуты искусств – это всегда вещи, побывавшие в руках человека, вещи, которые служат людям, составляют частицу их быта, их домашней жизни, связаны с их профессией, увлечениями, привычками. Поэтому при одном взгляде на натюрморты («Кухонный стол», «Медный бак», «Трубки и кувшин» – Лувр; «Натюрморт с атрибутами искусств». 1766. Эрмитаж) начинаешь невольно задумываться над тем, кто может быть владельцем этих вещей, догадываешься о характере и привычках этого человека, о его положении. И всегда этот образ совпадает с персонажами, уже знакомыми по другим его картинам.