Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Натюрморты Шардена с атрибутами науки, искусства, музыки



Бытописателем буржуа Шарден выступает и в натюрморте. Постепенно преодолевая существовавшую в европейском искусстве традицию, живописец создает своеобразный, лишь ему одному присущий тип натюрморта. Он не пошел по пути фламандцев с их парадными, декоративными картинами – апофеозом изобилия, отошел и от скромных голландских натюрмортов, где кажущаяся простота свидетельствует об умелом построении композиции. Мастерство в передаче своеобразия форм, различной фактуры предметов, световых и цветовых рефлексов составляет едва ли не главную прелесть его произведений. При всей виртуозности в изображении вещей, будь то медный бак, тушка зайца, овощи, меньше всего чувствуется стремление художника козырнуть мастерством в передаче «материала», света, цвета. Эти натюрморты – поэтическое утверждение самых прозаических, но характерных, постоянно используемых в быту вещей как неотъемлемой части жизни людей «третьего сословия».

Особое место в творчестве Шардена занимают натюрморты с атрибутами искусств, наук, музыки (Эрмитаж, ГМИИ, Музей Жакмар Андрэ и Лувр, Париж). Аристократическим аллегориям с их высокими персонажами – богами, музами – и условным атрибутам он предпочитает изображения орудий труда, прославляя деятельность человека. Они напоминают о многообразных источниках познания, без которых немыслимо подлинное творчество.

Шарден замечателен и как мастер портрета. К числу лучших его работ принадлежат знаменитый «Автопортрет с зеленым козырьком» (1775. Лувр, Париж), а также портрет его второй жены Франсуазы-Маргариты (1775. Собр. Уайкс, Париж). Они выполнены в технике пастели, к которой художник перешел в последний период жизни из-за болезни глаз.

Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности. Художник изобразил себя в ночном колпаке, с небрежно завязанным шарфом – он выглядит типичным домоседом-бюргером, который мало следит за собой, стар, добродушен, немного курьезен. Но уже в следующее мгновение, когда зритель встречается с его взглядом, недоумение исчезает. Прямо повернутая на нас и чуть приподнятая голова, плотно сжатые губы, внимательные глаза человека умного и доброго – таким предстает Шарден в этом портрете. И мы узнаем художника, который так же внимательно, спокойно и серьезно всматривается в жизнь, чтобы утвердить своим поэтическим талантом на основании жизненного опыта лишь то, что разумно, полезно, гуманно. Время, когда был создан автопортрет, было нелегким. В результате интриг со стороны недругов здоровье художника было подорвано. Тяжелым ударом для него явилось и внезапное исчезновение сына (1774). Несмотря на преклонный возраст и болезнь, он продолжал работать, но материальное положение становилось катастрофическим. Мастер вынужден был продать свой дом. Отказавшись от казначейских дел в Академии, он решил остаток сил отдать живописи. Но дела шли все хуже и хуже. После долгой болезни Шарден умирает 6 декабря 1779 года, в Париже, где он прожил, почти безвыездно, всю жизнь, среди людей, которым посвятил свой талант.