Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Великий скульптор Жан Антуан Гудон



Жан Антуан Гудон родился 20 марта 1741 года в Версале, в семье привратника. Его отец вскоре переезжает в Париж, где поступает на должность швейцара и содержит табачную лавочку. Будущему скульптору было семь лет, когда в доме, где работал отец, открылась школа для подготовки лучших из учеников Академии к поездке в Рим. Буквально с малых лет Гудон попадает в художественную среду. Ученики школы, а затем и преподаватели обращают внимание на способного мальчика, который, приходя в мастерские и выпросив глину, с увлечением лепит и копирует их работы. Они помогают ему и дают советы. Мальчик восхищается чудесными памятниками Лувра, так как живет в непосредственном соседстве с ним. При содействии доброжелательно настроенных к нему профессоров Гудон рано поступает в Академию и будучи еще пятнадцатилетним юношей за успехи в выполнении этюдов добивается серебряной медали.

А еще через пять лет он побеждает в конкурсе учеников Академии: за барельеф «Царица Савская подносит дары Соломону» (1761) ему присуждают золотую медаль и право в течение семи лет учиться за счет государства. Мечтая о поездке в Рим, Гудон поступает в школу для усовершенствования в мастерскую М. С. Слодса, где много рисует, овладевает искусством обработки мрамора. Молодой скульптор усиленно изучает анатомию и систематически препарирует трупы в Анатомическом театре. Окончив школу, он в 1764 году уезжает в Рим. Архитектурные и скульптурные памятники города, в частности, фонтаны, сокровища замечательных коллекций привлекают внимание Гудона. Однако и здесь он не прекращает начатое в Париже изучение анатомии и создает получившую огромную известность «Мускулатурную фигуру» человека, лишенного кожи. Эта фигура многие годы служила великолепным пособием для изучения строения человеческого тела, расположения мускулов и сухожилий. Ею пользовались не только в художественных школах, но даже при обучении медиков. Занятия анатомией ваятель не оставлял и в дальнейшем. Много позже им была создана еще одна «Мускулатурная фигура» человека и, кроме того, «Мускулатурная фигура лошади», принесенная в дар Академии в 1793 году.

В Италии Гудон создает и первые мраморные статуи св. Бруно и Иоанна Крестителя (церковь Сайта Мариа дельи Анджело в Риме). В конце 1768 года он возвращается на родину, где быстро завоевывает прочное положение. Уже в следующем 1769 году мастер причислен к Академии, в 1777 году принят в ее члены. Гудон сближается с Д. Дидро и другими просветителями и энциклопедистами, и это благотворно сказывается на развитии его таланта. Его художественные взгляды складываются под влиянием просветительских идей. Он рассматривает свою творческую деятельность как служение обществу.

Яркий реалистический талант Гудона способствовал прославлению выдающихся представителей науки, культуры и искусства, общественных и политических деятелей Франции и других стран. При этом скульптор стремился дать их яркую социальную характеристику, глубоко раскрыть своеобразие их дарования, их заслуги перед человечеством. Скульптурный портрет Д. Дидро (1771) открывает целую галерею образов не только современников, но и великих людей прошлого. Эти портреты создавались в разных условиях и носят различный характер. Так, по заказу театра Комеди Франсез Гудон создает бюст Мольера, представляющий собой «идеальный», то есть условный портрет великого драматурга прошлого. Бюст Ж.-Ж. Руссо им выполняется по-другому. Узнав о смерти философа, он снимает с лица покойного гипсовую маску, которая потом помогает ему в работе над портретом. Этот портрет, великолепно раскрывавший за внешним спокойствием Руссо его внутренний темперамент, страстность и ум мудреца, был выставлен в Салоне 1779 года и произвел на современников огромное впечатление.