Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Гудон ваяет статую Вальтера



Двери своей мастерской Гудон широко открыл для всех, желающих ознакомиться с его искусством. Парижане могли здесь видеть все работы мастера, включая и то, что не было показано на официальных выставках. Такой скульптурой оказалась «Диана», исполненная лаконично и просто, в классическом духе; образ идеализирован, но подкупает ясностью и серьезностью замысла. «Диана», которую Гудон изобразил обнаженной, хотя и не была выставлена в Салоне, но имела шумный успех у публики. Дидро сообщает о замечательном скульпторе Екатерине II. Царица заказывает Гудону свой портрет (выполнен в 1773 г.), а затем и другие работы. Центральное место среди них занимает лучшее и наиболее значительное из произведений Гудона – статуя Вольтера. Над образом Вольтера скульптор работал многие годы и создал целый ряд портретов. Неожиданное прибытие Вольтера из фернейского поместья, где он долгое время находился, в Париж 10 февраля 1778 года и восторженная встреча, оказанная ему народом, взволновали Гудона. В короткий срок он создает бюст Вольтера и дарит его театру Комеди Франсез. Во время триумфального представления вольтеровской «Ирены» в присутствии автора и ликующей публики актеры украсили этот бюст венком. Позднее, в 1781 году мастер создал две почти одинаковые мраморные статуи Вольтера, сидящего в кресле. Одна из них была установлена в фойе Комеди Франсез, другая же, заказанная Екатериной II, в 1784 году была доставлена в Россию. Ныне она находится в Эрмитаже.

Задача, стоявшая перед Гудоном при создании этой статуи, была нелегка. Вольтер был очень стар и немощен. Его внешний облик вступал в противоречие с желанием ваятеля запечатлеть величие и внутреннюю силу этого человека. Перед мастером был печальный пример скульптора Пигалля, который, создавая статую Вольтера (1776), в целях героизации изобразил старика на античный манер – обнаженным. При виде этой жалкой фигуры сам Вольтер не мог удержаться от иронических замечаний.

Гудона не вполне устраивал бюст философа, ранее созданный им самим. Впечатление от его умных глаз и характерной улыбки ослаблялось благодаря чрезмерным подробностям в передаче пышных локонов парика и заострившихся черт старческого лица. Изображать мудреца таким, каким он предстал перед взором скульптора за несколько дней до смерти, было нельзя. Лишь вспомогательным материалом могла служить и маска, снятая с лица уже мертвого Вольтера. Гудон отказался от слепого следования натуре. Поверх волос, которых в действительности уже не было на лысой голове Вольтера, носившего обычно парик, над высоким лбом одета лента, какие носили философы древности. Современный французский костюм заменен античным одеянием, что подчеркивает общечеловеческое и «вневременное» значение его личности. Широкие и крупные складки ткани, ниспадающие до пьедестала, придают образу большую монументальность и величавость, скрывая хилую фигуру старца. Наклон ее, подчеркнутый откинутой назад, в противоположную сторону, спинкой кресла, сообщает динамику, позволяет полнее ощутить внутреннюю энергию человека.

Статуя выразительна с разных точек зрения – она рассчитана на круговой осмотр, но, постепенно обходя ее и суммируя все новые и новые впечатления от выразительных деталей, зритель, увидевший лицо Вольтера в фас, невольно задержится, пораженный живостью взгляда. Ни одному скульптору Франции не удавалось еще достигнуть такой жизненности, такой иллюзорной точности в передаче выражения человеческих глаз. Прием, который использует здесь Гудон, кажется простым, но эффект, который он порождает, свидетельствует о мастерстве скульптора-виртуоза. Глаза и веки моделированы в соответствии с формой натуры, но далее на всю ширину радужной оболочки сделано углубление с таким расчетом, чтобы тень, которая заполняет его темным пятном, казалась частью объемной и выпуклой поверхности глаза, на которой играет световой блик. Этот блик, исполненный в виде маленького нависающего выступа белого мрамора, заставляет поверить, что впечатление подлинно – перед нами живые, светящиеся, прозрачные и чуть влажные глаза, проницательный и насмешливый взгляд мудреца, которого так боялись враги – аристократы и церковь.

Фиксируя с портретной точностью старческие черты Вольтера, Гудон одновременно умеет направить основное внимание зрителя не на внешнюю характерность образа, а на его внутреннюю сущность. Глубокая психологическая характеристика портретируемого позволяет сразу почувствовать его отношение к миру, его активность и критический ум, его место в обществе и значение в истории.

Заказать мебель для ванной http://sreda-obitaniya.ru/ у нас.