Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Жак-Луи Давид – общественный деятель-революционер



Наивысший расцвет таланта Жак-Луи Давида относится к годам, когда бурные события революции достигают своего апогея. Он выступает в них уже не только как художник, но и как гражданин, как общественный деятель-революционер.

С момента присяги в Якобинском клубе (Давид приносит ее 4 февраля 1790 года) художник последовательно добивается признания его в качестве руководителя группы живописцев, действующих в интересах революции. Он много делает для сплочения прогрессивных сил. Собранию представителей Коммуны возглавляемая им группа адресует докладную записку, требуя уничтожения Академии как реакционного и чуждого идеалам нового общества учреждения. Давид добивается для художников равных прав участия в Салоне и становится комиссаром первой выставки, организованной по-новому. Он ратует за учреждение денежных премий для художников, за то, чтобы оценку их творчества осуществляло жюри из числа самих живописцев, а также представителей общественности.

В 1790 году по заказу Национального Собрания Давид начинает работу над картиной, призванной увековечить событие, происшедшее через три дня после создания Национального Собрания, – клятву в зале для игры в мяч (20 июня 1789 г.). Он выполняет рисунок сепией, а затем приступает к работе над самой картиной, которую предполагал выполнить в огромном формате (10,68X7,35 м). Дальнейшее развитие исторических событий помешало осуществлению этого замысла.

Впервые перед художником возникла проблема создания исторической картины на современную тему, действующими лицами которой выступали уже не античные герои, а французские граждане, жаждущие свободы, охваченные стремлением к единству, к активной борьбе за свои права. И Давид блестяще решает эту задачу. Многофигурная композиция (всего должно было быть изображено свыше тысячи человек, но в рисунке намечена лишь часть фигур) выразительна и проста. Все ее элементы обращены к центру. Здесь, стоя на возвышении, Бальи провозглашает слова клятвы. Внимание, жесты, взгляды большинства окружающих направлены к нему. Все остальные фигуры и отдельные группы оказываются также включенными в этот единый порыв, выражающий коллективную волю.

Не только портретно написанные лица, обыденные одежды, конкретная обстановка зала соответствовали действительности в этом рисунке. Но и то, что, казалось бы, было изображено лишь с целью усилить эмоциональный эффект, подчеркнуть приподнятую и взволнованную атмосферу события – ткань занавеса, взметнувшаяся от порывов ветра, врывающегося в зал через огромные окна сверху. Гроза действительно разразилась за окнами в момент клятвы. Запечатлев ее в картине, художник подчеркнул и усилил тот порыв, который он великолепно передал в многократном повторе простертых ввысь рук, в патетике поз и движений. 17 сентября 1792 года Давид был избран депутатом Конвента. Через месяц он становится членом Комиссии искусств и Комиссии Народного образования и принимает активнейшее участие в осуществлении революционных преобразований в области культуры. Он предлагает установить памятники в честь успешной обороны от австрийских войск городов Лилль и Тионвиль, употребив на это материал разрушенных монументов короля. Им создан также план реконструкции этих городов. Много сил и выдумки Давид затрачивает на организацию и художественное оформление массовых народных празднеств, способствовавших сплочению и активизации масс, воспитанию новых взглядов, чувства коллективизма. Он добивается превращения Луврского дворца в доступный для публики музей и заботится о пополнении его коллекций.