Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Коронация Наполеона на полотне Давида



После исторических картин, героями которых выступали реальные участники революции, Давид обращается к образам античности. Он пишет «Сабинянок» (1799. Лувр, Париж), но картина его уже не пробуждает героических чувств, она вызывает реакцию совсем иного рода. Пресса и критика поднимают шумиху по поводу наготы отдельных фигур. Давид не выставляет картину в Салоне. Он объявляет, что ее можно увидеть в мастерской, а за вход назначает плату. Подобная практика вводится впервые и Давид оправдывает свое решение, утверждая, что труд живописца, как и всякий другой, должен компенсироваться. На вырученные деньги художник приобретает имение.

Давид становится членом Академии – учреждения, против которого он в прошлом выступал. Он ищет знакомства с Наполеоном, делает зарисовку его профиля, а несколько позднее пишет его портрет, но так и не заканчивает работу – Наполеон согласился позировать лишь один раз. После переворота 9–10 ноября 1799 года, осуществленного Наполеоном Бонапартом, Давид был назначен живописцем правительства. Вскоре он создает картину «Бонапарт при переходе через Сен-Бернар» (1800. Музей в Версале), где дает героизированный и парадный образ Наполеона, изображая его в эффектной позе верхом на вздыбленном коне, на фоне гор, по склонам которых движутся войска. Наполеон, довольный картиной, поручает художнику выполнить два ее повторения. Позже, став императором, он заказывает Давиду грандиозные картины «Коронация Наполеона I» (1805–1807 гг. Лувр, Париж), «Раздача знамен» (1810. Музей в Версале) и ряд других. В ходе работы над «Коронацией» Давид исполнил около ста пятидесяти портретов. Однако в самой картине главное место было уделено не живой характеристике персонажей, а прославлению императора и торжественной церемонии, на которой в наилучшем свете должен был предстать его двор.

Давид способствует возвеличению Наполеона, последний в свою очередь расточает ему свои милости – награждает орденом Почетного Легиона (1803), удостаивает звания первого живописца (1804), дает право иметь собственный герб, публично выражает ему свою признательность. Характерно, что параллельно с официальными заказами, выполняемыми соответственно с духом времени, Давид и в середине 1790-х годов, и позднее продолжает создавать замечательные портреты, глубоко и верно раскрывающие характер человека, его положение в обществе, отношение к окружающему (полный достоинства и силы образ женщины из народа -знаменитая «Зеленщица». 1795. Музей в Лионе, «Мадам Серезиа с ребенком». 1795, «Мадам Рекамье». 1800, «Три гентские дамы». 1818 – все в Лувре, и др.). Между тем сюжетные композиции, над которыми живописец продолжает работать в свободное от официальных заказов время, уже не вызывают прежнего отклика у публики. Сам Давид чутьем угадал происходящее: на смену классицизму приходил, завоевывая все большую популярность, новый романтический стиль. Большая работа «Леонид в Фермопилах» (1814. Лувр, Париж), над которой художник работал урывками в течение многих лет, исполнена художником в классицистической манере. Она была холодно встречена публикой. Последним знаком внимания, оказанным ему во Франции, явилось посещение его мастерской Наполеоном во время «ста дней» и награждение большим крестом ордена Почетного Легиона.