Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Эжен Делакруа пишет Катрину Данте и Виргилий



Эжен Делакруа родился 26 апреля 1798 года в Шарантоне-Сен-Морисе, неподалеку от Парижа. Он происходил из семьи адвоката, в прошлом министра республики Шарля Делакруа. Ряд исследователей, впрочем, полагает, что отцом его в действительности был князь Талейран, что во многом способствовало успешной карьере художника. В девятилетнем возрасте мальчик был отдан в парижский лицей Людовика Великого. В ученические годы он увлекался литературой, музыкой, пятнадцати-шестнадцатилетним юношей уже пробовал свои силы в живописи. В 1816 году он становится учеником П. Герена. Однако пребывание в мастерской классициста – приверженца старых академических канонов – не удовлетворяет Эжена. Он систематически посещает Лувр, изучает работы Рубенса, Веласкеса, Тициана, Веронезе. В дальнейшем большое влияние на молодого художника оказывает творчество Т. Жерико, автора знаменитой картины «Плот Медузы» (1818).

Самостоятельная профессиональная деятельность Делакруа начинается в 20-х годах. Появление в 1822 году в Лувре на ежегодной выставке Салона картины «Данте и Виргилий» (Лувр, Париж) делает его имя широко известным. Изображая сцену из «Божественной комедии» Данте, художник запечатлел момент, когда Данте и Виргилий проплывают на ладье мимо грешников, обреченных на страдания в волнах адского озера. Микеланджеловская тема сильного и прекрасного, но трагически скованного человека раскрыта в этой картине по-новому, в романтическом плане – динамично, приподнято, эмоционально.

Уже в этой картине огромное значение приобретает цвет – он становится одним из главных средств эмоционального воздействия на зрителя. Вопреки классицистическим канонам академической живописи, отводившей колориту подчиненную по отношению к рисунку и передаче объемов роль, Делакруа считает цвет важнейшим элементом живописи. В картине «Данте и Виргилий» художник усиливает цветовое звучание произведения применением контрастных тонов – на общем зеленовато-синем и коричневом фоне выделяются яркие пятна – красное и синее (в цвете одежды) и светлые обнаженные тела. Несмотря на то, что эта работа во многих отношениях казалась необычной, встретили ее даже в официальных кругах положительно (картину приобрело Министерство двора). Протест против закрепощения людей и их страданий носил в ней еще скрытый и отвлеченный характер. Но уже следующее крупное произведение «Резня на Хиосе» (1824. Лувр, Париж) разделила зрителей на два противоположных лагеря. Картина явилась непосредственным отражением исторических событий национально-освободительного движения греков против турецкого ига. С большой силой передал Делакруа трагедию греческого населения острова Хиос, где поработители-турки учинили кровавую резню. Но во Франции 1820-х годов картина приобретала более широкий смысл. Она прозвучала как гневный протест против всякого насилия и порабощения народов. Эта тема нашла отражение и в другой картине художника «Греция на развалинах Миссолонги» (1827. Музей, Бордо).