Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Свобода на баррикадах руки Делакруа



Весной 1825 года Делакруа предпринимает поездку в Англию. Знакомство с английской литературой, театром, живописью нашло в последующие годы отражение в творчестве художника. Он увлекается Байроном и создает картины на темы его произведений («Тассо в доме умалишенных». 1825, «Казнь дожа Марино Фальери». 1826. Собр. Уоллес, Лондон; «Смерть Сарданапала». 1827. Лувр, Париж и др.). Под его кистью оживают и шекспировские образы – он вдохновляется «Гамлетом», «Ромео и Джульеттой», «Макбетом», «Отелло». Тяга к литературным сюжетам, свойственная живописцам романтизма, характерна для Делакруа на протяжении всей его деятельности. Познакомившись еще в Англии с гётевским «Фаустом», он позже создает к нему серию литографических иллюстраций (1829), а также картин, получивших восторженную оценку самого Гёте.

Художник черпает темы и образы из творений Данте, Вальтер Скотта, Сервантеса, из античной литературы и мифологии. Пребывание в Англии до осени 1825 года позволило ему познакомиться с работами английских мастеров, прежде всего Джона Констебля, и теми новыми приемами живописи, в частности, применением светлого колорита, которые Делакруа использовал и утверждал затем в своем искусстве.

Только однажды обратился мастер к теме современной ему Франции. И характерно, что событием, которое его захватило, явилась революция 1830 года. Художник создает картину «28 июля 1830 года» («Свобода на баррикадах». 1831. Лувр, Париж) – ярчайшее произведение революционного романтизма, в котором слышится смелый и открытый призыв к восстанию, уверенность в его неизбежной победе. Франция в образе молодой женщины во фригийском колпаке с развевающимся национальным знаменем в руке увлекает народ на борьбу. За ней, через разбитую баррикаду, сквозь дым пожарищ устремляются восставшие. Среди них мы видим мальчика из рабочих предместий, солдата, перешедшего на сторону революции, юношу – интеллигента в черном сюртуке и цилиндре. В этом образе некоторые исследователи склонны были видеть портретные черты самого Делакруа. Выразительны и в то же время лаконичны художественные приемы, которыми пользуется художник. Не перегружая композицию фигурами, он создает иллюзию массовости сцены. Картина полна революционного пафоса, энергии, динамики. Ее эмоциональное звучание усилено ударами красного и синего цвета, которыми блестящий колорист Делакруа мастерски пользуется. Произведение нашло самый горячий отклик у прогрессивной части публики. Однако в дальнейшем тема революции не находит своего продолжения в творчестве художника. Революционный пыл его становится все более умеренным. А когда через восемнадцать лет во Франции вспыхнула новая революция, живописец не понял ее значения и отнесся к событиям 1848 года отрицательно.