Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Монументальные работы Делакруа



Важный раздел творчества Делакруа составляют его монументальные декоративные росписи. В течение трех последних десятилетий он выполняет большие заказы: в 1833–1837 годах оформляет потолок Тронного зала Палаты Депутатов, создает фриз под ним и в технике слегка подцвеченной гризайли пишет на стенах аллегорические фигуры, изображающие реки Франции. В следующее десятилетие (1838–1847 гг.) он украшает библиотеку Палаты Депутатов (плафон с аллегориями искусств, литературы, науки и т. д. и два плафона на северной и южной стене «Орфей обучает греков мирным искусствам» и «Аттила, попирающий Италию»). Параллельно им оформлена библиотека Люксембургского дворца (1845), а также создана роспись «Оплакивание Христа» в церкви Сен-Дени дю Сен Сакреман (1843).

Большие монументальные работы выполнены художником в 1849 – 1853 годах: зал Мира в Старой ратуше Парижа с росписями на тему «Труды Геркулеса, победителя и умиротворителя», плафон галереи Аполлона в Лувре (1849–1850), и последняя работа (около 1861 г.) – в парижской церкви Сен-Сюльпис плафон «Архангел Гавриил, поражающий демона» и стенные росписи «Изгнание Илиодора из храма» и «Битва Иакова с ангелами».

Масштабность и величие замысла, утверждение торжества разума, созидания, красоты, композиционные и колористические достижения, характеризующие эти работы, позволяют отнести их к лучшим образцам европейской монументально-декоративной живописи XIX века.

Многогранный талант художника проявился в различных жанрах: он был прекрасным портретистом (портрет его друга Ф. Шопена, Ж. Санд, Н. Паганини, замечательный автопортрет 1832 г.), мастером натюрморта («Большой охотничий натюрморт», 1826), пейзажа, писал интерьеры, животных.

После путешествия по Марокко и Алжиру Делакруа почти безвыездно жил и работал в столице. Исключение составляет лишь непродолжительная поездка в Бельгию (1850). Он работал с полным напряжением сил до конца жизни. Умер Делакруа 13 августа 1863 года.

Художественное наследие Делакруа поистине колоссально. Им создано около десяти тысяч произведений (в том числе до тысячи картин, свыше тысячи пятисот акварелей и пастелей, семь тысяч рисунков, много литографий, росписей, украшающих дворцы и церкви Парижа). Огромный интерес представляют его литературные труды. Они касаются многочисленных вопросов истории, теории и практики искусства. Это, прежде всего, «Дневник» Делакруа, опубликованный уже после смерти художника в середине 1890-х годов (в русском издании, с сокращениями, вышел в 1950 г.). «Дневник» содержит записи, которые художник вел с 3 сентября 1822 года по 22 июня 1863 года. Переписка Делакруа была издана в пяти томах. Часть статей по вопросам искусства, а также писем была включена в книгу «Эжен Делакруа, его жизнь и его произведения», выпущенную в свет Пироном в 1865 году. В 1960 году впервые на русском языке был выпущен сборник статей Делакруа об искусстве (Эжен Делакруа. «Мысли об искусстве, о знаменитых художниках», изд. Академии художеств СССР, М., 1960). В своих статьях, также как и в живописном творчестве, Делакруа выступает против старой, отжившей свой век художественной системы классицизма, утверждая искусство яркое и страстное, основанное на творческом отображении существа окружающей жизни.

Последняя запись, сделанная в дневнике, гласит: «Первое достоинство картины состоит в том, чтобы быть праздником для глаза. Я не хочу этим сказать, что смысл является в ней чем-то излишним... У многих неверный или косный глаз, они видят предметы в буквальном смысле слова, но не улавливают в них самого существенного».

Поиски этого «существенного», открытие новых путей для развития искусства яркого и действенного, обращенного к лучшим чувствам людей, составило содержание всей жизни Делакруа – этого «борца за свободу в искусстве», как назвал его И. Е. Репин.