Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Сельская жизнь Руссо на берегу Женевского озера



В 1830 и 1832 годах художник дважды выезжает в Нормандию и пишет виды вблизи Руана, а также – приморских городков Мон-Сен-Мишель и Гранвиль. К числу лучших картин, где ярко проявились утверждавшиеся им новые принципы, принадлежат находящиеся в Эрмитаже «Рынок в Нормандии» (1832) и «Вид в окрестностях Гранвиля» (1833). Отвергнув как классические схемы, так и романтические поиски необычного и экзотического, Руссо делает объектом искусства обыденный мир. Он находит поэтическое и прекрасное в глухих уголках страны, в окрестностях маленьких деревень и старинных провинциальных городков. Он не боится показать в картине на первом плане грязную проселочную дорогу с тощей растительностью на обочинах, деревенских детей и бегущую рядом с ними собаку, болотистый берег пруда и вблизи него крестьянскую повозку, ветхий поломанный плетень. В картине все конкретно и достоверно: холмистый рельеф местности, крохотная деревушка, которую мы угадываем лишь по крышам домов и струйке сизого дыма, тяжелые и крепкие камни скалы слева и контур деревьев, за которыми открываются бесконечные дали.

Современников поражали также светлый колорит картин Руссо (ныне под воздействием времени краски потемнели) и относительно свободная живописная манера. В 1834 году живописец уезжает в Швейцарию, на берег Женевского озера, где совершает прогулки в горах Юры, в районе Фосия. Несколько раз он изображает Монблан в разное время дня, при различном освещении и состоянии погоды. В одной из картин, написанных в это время, – «Спуск коров с высокогорных пастбищ Юры» (Музей Месдаг, Гаага) – художник запечатлел поразившее его зрелище – огромное стадо коров устремлялось в долину от надвигающегося сверху, со стороны ледников, холодного ненастья осени. Руссо передал стихийную мощь природы, величественную красоту гор и лесов в часы заката, создал темпераментное, красочное произведение. Дважды он представлял картину в Салон (1835 и 1836 гг.) и оба раза она была отвергнута. Вмешательство передовой критики, вставшей на защиту мастера и возмущавшейся решением жюри, привело лишь к тому, что в течение последующих тринадцати лет его работы не допускали на официальные выставки. Именно в эти годы Руссо становится фактическим главой нового реалистического направления, к которому примыкали художники-пейзажисты Дюпре, Добиньи, Диаз, Тройон и др. Это прогрессивное и демократическое в своей основе направление вошло в историю искусства под названием «барбизонской школы».

Переселение художника в 1847 г. в маленькую деревушку Барбизон было вызвано как личным потрясением (несостоявшийся брак Руссо с племянницей Жорж Санд – Августиной, с которой он был помолвлен), так и желанием вырваться из чуждой ему атмосферы официального искусства и обрести себя как человека в «естественных условиях» сельской жизни. Руссо продолжает бывать в Париже, не отказывается и от дальних поездок. Еще в 1844 году он совершает вместе с Дюпре путешествие в пустынные и малонаселенные Ланды, и этюды, сделанные в этой далекой провинции, десятилетием позже использует для создания картин. Несколько позднее художник посещает Пикардию (1857), Франш-Контэ (1860), Фосий (1863).