Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Гармония природы на картинах Руссо



События революции 1848 года повлияли на развитие художественной жизни Франции. В Салон 1848 года картины принимались без жюри. Руссо оказал содействие в организации этой выставки. Впервые он получил государственный заказ и создал одну из лучших своих работ «Выход из леса Фонтенбло со стороны Броль. Заходящее солнце» (Лувр, Париж). В этом произведении, как и во многих других картинах, Руссо вовлекает зрителя в глубь композиции. Он изображает лес с точки зрения человека, выходящего из чащи на равнину. Над головой еще густой шатер листвы, последние темные стволы деревьев остаются по сторонам, и вот уже взор вырывается к свету и устремляется вперед, на равнину, освещенную заходящим солнцем. Но на пути, в центре – изогнутое дерево. Художник заставляет нас пройти и под его пышной кроной, чтобы полнее ощутить пространство, воздух и свет. Руссо добивается большой силы эмоционального воздействия. Это одна из работ периода расцвета его творчества, когда он достигает наиболее целостного, яркого и монументального отображения природы. Подобные произведения как бы подводят итог всем поискам предшествующей поры. Однако задачи, которые Руссо теперь блестяще решает, уже перестают быть новыми и первоочередными. Враждебное отношение к нему со стороны официальных кругов начинает ослабевать. Рядом с достижениями таких художников, как Курбе и Милле, деятельность Руссо кажется умеренной и безобидной.

В 1852 году Руссо получает орден. Вопрос о его награждении ставился дважды, но в 1849 и 1850 годах он был вычеркнут из списка представленных к награде.

Художник не прекращает поисков, стремится к искусству более простому, доступному для зрителя. С этим отчасти связано и его обращение к офорту, и проект оформления басен Лафонтена силами лучших живописцев Франции. И все же он не в состоянии идти в ногу со временем. Противопоставление красоты и гармонии природы чуждым ему нравам и художественным вкусам буржуазного общества, сыгравшее в свое время положительную роль, теперь оборачивается для живописца другой стороной. Уход в «чистый» пейзаж, отрыв искусства от жизни народа, от решения общественных задач и новых проблем, которыми жили прогрессивные деятели французской культуры 50–60-х годов XIX века, отодвигает фигуру Руссо на второй план. Художник пользуется известностью, он продолжает работать, но его искусство уже не играет той важной новаторской роли, какую оно играло в 1830–1840-х годах. Характерно, что именно сейчас он достигает материального благополучия – того, чего был лишен всю жизнь. Незадолго до смерти, в 1866 году его избирают членом жюри Салона, а годом позже на Всемирной выставке он выполняет роль председателя жюри и демонстрирует тринадцать своих картин, исполненных в разное время и вызывающих теперь восхищение публики. В последние годы жизни здоровье Руссо ухудшается. Он часто находится в состоянии нервного расстройства и временами не может работать. Художник тяжело переживает психическое заболевание жены, которое кончается помешательством. В 1867 году болезнь его обостряется, наступает паралич левой руки и ноги. И все же, как указывает друг и биограф художника Сансье, Руссо продолжает делать маленькие, но замечательные по мастерству рисунки, изображая горячо любимую им природу. Умер он 22 декабря 1867 года в Барбизоне.