Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Связь с землей в работах Милле



Сближение Милле с барбизонцами было длительным и закономерным. В 1849 году он переезжает в Барбизон, где живет и работает почти безвыездно, вплоть до самой смерти (1875). Здесь были созданы лучшие его картины, впервые реалистически, правдиво отобразившие подлинную жизнь крестьян, их тяжелый труд, постоянную борьбу за существование: «Сеятель» (1850. Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Стрижка овец» (1852), «Прививка дерева» (1855. Части, собр., Нью-Йорк). Милле писал: «... мне никогда не представлялась радостная сторона жизни; я не знаю, где она, я ее никогда не видел». Многие произведения художника раскрыли обществу ужасающую картину народной нужды. В своей знаменитой работе «Собирательницы колосьев» (1857. Лувр, Париж) он изобразил на поле, где уже убран хлеб, крестьянок, которые, не разгибая спины и не видя красоты окружающего их пейзажа, целый день собирают с земли случайно упавшие колосья. В картине «Человек с мотыгой» (1863. Собр. Кроккер, Сан-Франциско) с такой беспощадной силой показан изнурительный, полный сознания безысходности и отчаяния труд нищего земледельца, что произведение это вызвало опасения и протесты реакционных критиков. Та же тема прозвучала и в «Отдыхе виноградаря» (1869. Музей Месдаг, Гаага) и ряде других картин. «Разве эта работа радостна, весела, в чем некоторые хотят нас уверить», – говорит Милле и продолжает: «Здесь находится для меня истинная человечность, великая поэзия». Силу художника он видит в связи с землей и сравнивает живописца с античным героем Антеем, «силы которого уменьшались, когда его нога переставала касаться земли и который, напротив, вновь обретал силу всякий раз, как мог к ней прикоснуться». Подобные взгляды, разумеется, шли вразрез с эстетикой официального искусства. Художник принимал и бесконечно любил мир, несмотря на его тяготы и заботы, которые казались ему вечным уделом человека. Произведения Милле согреты глубоким поэтическим чувством, иногда им присущ и оттенок всепрощения, грусти, безропотного приятия невзгод и нужды.

В одной из лучших и наиболее известных картин «Анжелюс» (1858– 1859. Лувр, Париж) художник изобразил на фоне пустынных полей, в вечерний час, когда слышатся удары колокола далекой церкви, крестьянина и его жену, мысленно обращающихся в своей молитве к памяти умерших близких. Не столько смирение и покорность судьбе, сколько связь с предками, с землей, на которой живут, трудятся и умирают люди, переданы в этой картине просто, лаконично и вместе с тем взволнованно. Почти музыкальный ритм ощутим во всей композиции произведения. Приближение вечера, тишина, мягкий свет заходящего солнца, туманная дымка, поднимающаяся над землей, улетающие с полей птицы – кажется, все подчеркивает настроение момента. В картинах Милле человек-труженик и окружающая его природа органически связаны, проникнуты единым ритмом и чувством.

В 1860-е и особенно в 1870-е годы меняется тематика произведений Милле, появляется идеализация. Он отдает предпочтение пейзажу и создает замечательные картины, полные поэзии и живого чувства природы («Ноябрьский вечер». 1870; ряд морских видов). Значительно уступает им, представляется во многом надуманной, идеализированной роспись парижского особняка банкира Тома (1864) с композициями на тему «Времена года».

Милле был автором великолепных портретов, многочисленных рисунков, а также пастелей и офортов.

Художник умер 20 января 1875 года.