Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Природа и человек на картинах Коро



В течение почти полувека, начиная с 1827 года, Коро выставляет свои картины в парижском Салоне. Нередко их отвергает жюри, но часть его работ имеет успех. Иногда к ним благосклонны сторонники академизма, но еще чаще ими восхищаются критики прогрессивного направления. Такое отношение к работам Коро связано с двойственным и противоречивым характером его творчества. Подобно историческим живописцам, он не пишет картины прямо с натуры. Для этой цели художник использует этюд, исполненный по непосредственным впечатлениям, но непременно дополняет и изменяет его, чтобы придать произведению совершенный и законченный вид. Он часто вводит в свои картины фигуры античных и мифологических персонажей, а иногда и архитектурные объекты, как это делали для «торжественности» академисты. Но не это главное в творчестве Коро. Он выступает как художник-реалист, пытливо изучающий природу, воспевающий ее красоту и стремящийся передать глубокую лирическую взволнованность, которую природа вызывает в душе человека.

Коро путешествует по Франции (1828–1830) и делает многочисленные этюды и зарисовки с натуры. Его привлекают провинциальные города и их архитектура («Шартрский собор». 1830. Лувр, Париж) и живописные виды в окрестностях Фонтенбло, где он часто работает в 1830–1835 годах.

Коро пишет те же места, к которым обратили свои взоры и художники-барбизонцы. Но он не примыкает к этому направлению и остается на самостоятельной позиции. Коро не участвовал в острой и напряженной борьбе сторонников передового искусства с рутиной академизма. Он был далек и от вопросов политики, волновавших его современников. Однако объективно творчество Коро способствовало утверждению реализма в живописи Франции.

Наряду с официальными полотнами, предназначенными для Салона, художник создавал великолепные этюды с натуры, которые вовсе не предназначались для продажи и потому были исполнены свежо и без оглядки на традиционные правила. Для пейзажей Коро характерно присутствие человека. Но даже там, где художник не изображает людей, он раскрывает красоту природы сквозь призму человеческого настроения.

Поэтизируя природу, подчеркивая «вечный» и «возвышенный» ее характер, он часто обращается к античным образам (композиция в академическом духе «Гомер и пастухи». 1845. Музей, Сен-Ло; «Купание Дианы». 1870-е гг. ГМИИ, Москва).

Наряду с этим, с 1850-х годов одним из средств передачи лирического, эмоционального содержания пейзажа становится свето-воздушная среда. Переменчивое освещение утра или сумерек, окутывающая деревья и кустарники мягкая, поэтическая дымка тумана растворяют резкость контуров, придают легкость и невесомость предметам. Красочная палитра постепенно светлеет.

Этот отход от темной живописи, интерес к передаче атмосферных явлений, влияющих на освещение и цвет предметов, более свободная живописная манера, стремление воздействовать на настроение зрителя явились важным вкладом в развитие пейзажной живописи. Не менее важным оказалось применение так называемых «валёров» – сопоставление «пятен» одного цвета, различных лишь по светосиле.