Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Павильон реализма Гюстава Курбе



Критика, увидев в лице Курбе врага традиций, разрушителя самых основ официальной живописи, обрушила на него град упреков и обвинений в вульгарности, тенденциозности, незнании элементарных законов живописи. В послереволюционной Франции, в период господства сил реакции, подобная оценка творчества ставила Курбе в положение художника, оппозиционного существующему режиму, влекла за собой многочисленные трудности, открыто враждебное отношение верхушки общества. В дальнейшем официальные круги отвергают и ряд других его картин, отнюдь не содержащих социальных идей, но продолжающих реалистические поиски. Среди них были «Деревенские барышни» (1851) – изображение сестер художника на прогулке в окрестностях Орнана. Курбе вновь утверждает свой идеал прекрасного, который он видит в самой жизни. В картине привлекают простота и естественная грация молодых девушек, поэтический, напоенный солнцем пейзаж – обыденный сельский ландшафт.

Особенно шумные и почти единодушные протесты вызывают появившиеся двумя годами позже «Купальщицы» (1853. Музей Фабр, Монпелье). Курбе отказался от идеализации обнаженного тела, превращения его в объект любования и впервые изобразил не идеально сложенную красавицу в изящной позе, а крепкую и здоровую крестьянку с далеко не классическими формами. И выбор натуры, и реалистически смелая передача конкретных особенностей живого тела, наконец, весь замысел картины вызвали возмущение критиков. Эти настроения усилились в связи с демонстративным жестом Наполеона III, который в знак отвращения ударил по картине хлыстом.

Курбе был замечательным мастером реалистического портрета, создателем разнообразных и часто оригинальных по характеру работ: «Раненый», автопортрет (1844, Лувр, Париж), «Любовники на лоне природы», романтический автопортрет с женой (1844–1845. Музей искусств, Лион), находящиеся в Монпелье в музее Фабр «Портрет Бодлера» (1848) и «Здравствуйте, г-н Курбе!» («Встреча») – известная картина, изображающая встречу художника с его другом Брюа и его слугой, «Портрет Прудона» (1853–1865. Пти Пале, Париж) и др.

Часто Курбе вводил портретные образы и в сюжетные композиции. В 1855 году он создает огромную картину (3,95X5,96 м) «Ателье» (Лувр, Париж). В центре многофигурной композиции, которая должна была, по мысли художника, символизировать его творческую жизнь за предшествующее семилетие, он запечатлел самого себя в мастерской за работой. Пейзаж на мольберте перед ним, обнаженная натурщица справа, мальчик в простой деревенской одежде подчеркивают приверженность Курбе к реализму в отображении природы и человека. Традиционные аллегории науки и искусства воплощаются в конкретных портретных образах выдающихся современников и друзей Курбе: социология – в образе Прудона (чьи философские взгляды повлияли на художника и нашли свое яркое отражение в самом замысле и специфическом языке картины «Ателье»), проза – Шанфлери (писатель и критик, поддерживавший Курбе), музыка – Промайе, поэзия – Макс Бушон. Рядом находятся фигуры, олицетворяющие «свободную любовь», «детское прилежание» и пр. В левой части композиции есть ряд аллегорий, не вызывающих симпатии мастера: современную прессу он изображает в виде газеты, на которой покоится череп, торговлю – в виде скупщика тряпья, тут же символические образы религии, нищенства. Несмотря на сложность и известную надуманность этой картины, она является попыткой утверждения большого монументального, насыщенного идеями искусства. Многие фигуры в ней написаны с исключительным мастерством. Однако в Салон 1855 года ее не приняли. Тогда сам Курбе организует выставку сорока своих работ в «Павильоне реализма», как он его называет. В каталоге выставки, явившемся своеобразным манифестом реализма, художник писал, что он стремится «передать нравы, идеи, облик ... эпохи согласно ... собственной оценке; быть не только живописцем, но также и человеком – одним словом, создавать живое искусство...»