Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Искусство литографии Оноре Домье



Опоре Домье родился 26 февраля 1808 года в Марселе в семье стекольщика. Его отец, увлекавшийся стихосложением, в надежде на поэтическую карьеру покидает родной Марсель и вместе с семьей переезжает в Париж. Но здесь его мечты терпят фиаско. Не имея надежного заработка, он вынужден отдать сына работать. Так еще мальчиком Оноре Домье познакомился с нуждой. Работая клерком, а позднее продавцом в лавке книг, он сталкивался со многими людьми, наблюдал бытовые сценки, пытался зарисовать их. Домье не суждено было пройти настоящий курс обучения живописи. Он занимался урывками у художника Ленуара, в частной академии Сюиса, где слушал курс Будена, и прежде всего в Лувре, где он с увлечением изучал античные памятники и произведения крупнейших европейских живописцев. В конце 1820-х годов появляются первые работы самого Домье – иллюстрации в журнале Вильяма Дюкема.

В 30–40-е годы XIX века, в период острой политической борьбы и роста оппозиции правящей клике во Франции, большое распространение получает искусство литографии, позволявшее обращаться к самым широким слоям публики. И в этом ведущем искусстве Домье, сразу активно включившийся в борьбу республиканцев с антинародным режимом Луи Филиппа, очень скоро завоевывает главенствующее положение. Известный издатель художник Шарль Филиппон привлекает его к работе в своем журнале «Карикатура». В первой же политической карикатуре «Очень смиренные, покорные, послушные», опубликованной в феврале 1832 года, Домье разоблачает продажную клику министров и чиновников, пресмыкающихся перед Луи Филиппом в ожидании наград и милостей. Еще более острый характер приобрела литография «Гаргантюа», где представление о гигантском аппетите известного героя Рабле использовано для раскрытия сущности июльской монархии. Домье изобразил уродливую фигуру заплывшего жиром короля-буржуа Луи Филиппа, с грушеподобной головой и животом, напоминающим огромный мешок. В его открытый ненасытный рот непрерывным потоком сгружают мешки с деньгами, отобранными у народа Франции. А у подножия трона министры и депутаты парламента ожидают орденов и подачек.

Карикатура имела шумный успех. Возле окон фирмы Обера, где она была выставлена, собралась толпа народа, с негодованием выкрикивавшая антиправительственные лозунги и угрозы. Суд приговорил художника к тюремному заключению на полгода и к уплате штрафа в шестьсот франков.

Но, несмотря на это, 8 марта 1832 года в журнале «Карикатура» публикуются «Маски 1831 года» за подписью Рожелена: под этим псевдонимом скрывался Домье. Под видом театральных масок художник дал карикатурные образы короля и видных деятелей июльской монархии. Рельефная, подчеркнуто объемная лепка лиц напоминает здесь о скульптурных работах Домье, в частности, о его многочисленных глиняных бюстах-карикатурах на министров, членов парламента.