Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Законодательное чрево руки Домье



И в скульптуре, и в рисунках Домье сознательно прибегает к приему деформации, чтобы выразительнее и острее раскрыть сущность изображаемого человека. После появления в 1832 году карикатуры на генерального прокурора Персиля, Сульта и Аргу, а фактически на всех деятелей реакции, пытающихся смыть с французского знамени красную и синюю полосы и превратить его в королевское белое знамя, Домье оказался за решеткой. Пребывание в тюрьме Сен-Пелажи, где художник не оставлял работы, создав серию «Воображение» и ряд портретов, не изменило взглядов Домье, он вышел оттуда в конце января 1833 года еще более убежденным противником существующего режима.

В 1834 году появляется одна из лучших литографий Домье «Законодательное чрево» – необычный групповой портрет – сатира на всю правящую клику. Сама композиция произведения, рассчитанная на то, что ее мысленно можно продолжить далеко за рамки изображаемого, где точно такие же скамьи и все то же многоликое сборище корыстолюбивых политиканов, еще более подчеркивает обобщающий смысл карикатуры.

В первой половине 1830-х годов политическая борьба во Франции носит исключительно острый характер. В ряде городов происходят вооруженные выступления пролетариев. В эти годы Домье работает особенно интенсивно. Он создает в течение 1833–1835 годов двести сорок пять литографий и среди них ставшую знаменитой «Улицу Транснонен» (1834). В основу этой литографии легли реальные события, происшедшие при подавлении войсками правительства восстания в Париже. В ночь на 15 апреля 1834 года озверевшие солдаты ворвались в один из домов на улице Транснонен и перебили жильцов. Домье изображает момент после ухода убийц. На окровавленном полу, возле кровати, где мирно спали люди, мы видим труп мужчины, под ним мертвого ребенка, рядом – убитых старика и женщину. Утренний свет заполняет комнату, открывая взору страшное злодеяние, совершенное здесь недавно.

В то время, как многие живописцы увлекались историческими сюжетами и образами классики, Домье показал подлинную трагедию своих современников. Говоря о событии, происшедшем на улице Транснонен, он раскрыл подлинное лицо режима подавления свободы. Литография привлекла всеобщее внимание, она звала к возмездию. Правительство поспешило уничтожить отпечатки «Улицы Транснонен», и большая часть тиража погибла.