Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Карикатуры Домье на Робера Макэра



В сентябре 1834 года во Франции была установлена строгая цензура печати. Прекратилось издание журнала «Карикатура». Домье вынужден был обратиться к социально-бытовой сатире. С 1835 по 1848 год он создает произведения, посвященные в основном быту и нравам буржуазии, помещая их в журнале «Шаривари». К ним относятся серии «Французские типы», «Парижские флибустьеры», «Наброски выражения», «Синие чулки». Среди работ этого времени выделяется серия «Похождения Робера Макэра», издававшаяся с августа 1836 по ноябрь 1838 года и затем продолженная в 1840–1842 годах. Ее герой – аферист и проныра Робер Макэр – собирательный образ, живое олицетворение времени всеобщей погони за наживой, биржевых махинаций, спекуляции и обмана – появился впервые на театральных подмостках. Он приобрел острое и современное звучание благодаря усилиям знаменитого актера Фредерика Леметра – автора пьесы «Робер Макэр» и блестящего исполнителя заглавной роли.

Дальнейшая жизнь образа Робера Макэра (спектакль Леметра был вскоре запрещен цензурой) связана прежде всего с деятельностью Домье. С юмором, не лишая образ известной доли симпатии, он изобразил очень активного, находчивого, никогда не унывающего человека, все поступки которого определяются жаждой наживы, ради которой он готов прибегнуть к любым средствам. Показывая Робера Макэра в различных сферах – как организатора акционерной компании, врача, журналиста, адвоката – художник последовательно раскрывает картину всеобщего обмана и стяжательства, типичного для французского общества этого времени.

Подобно Бальзаку, Домье в своем творчестве, прежде всего в многочисленных сериях литографий, охватывает едва ли не все стороны действительности, вопросы и проблемы, волновавшие его современников. В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа. Это был удар по установкам академического искусства с его уходом в прошлое, отрывом от конкретной жизни, от современных проблем. Апологеты официального искусства не допустили работы Домье в Салон 1847 года. Вместе с другими художниками, отвергнутыми жюри, он добивался организации выставки независимых.

Революция 1848 года была радостно воспринята Домье. 9 марта он изображает «Последний совет экс-министров», где прославляет восставшую Францию, изгоняющую правительство июльской монархии. Он участвует в конкурсе, который должен был увековечить Республику и в 1848 году создает эскиз монументальной композиции «Республика, кормящая грудью своих сыновей и воспитывающая их».

Домье пишет картины «Восстание» (1848, бывшее собрагие Герстенберг, Берлин) и «Семья на баррикаде» (1848–1849. Национальная галерея, Прага). Он снова обращается к политической карикатуре, хотя в целом она не достигает остроты его сатиры 30-х годов. В 1850 году художник вылепил статуэтку Ратапуаля. В образе необычайно активного, самоуверенного и наглого авантюриста он разоблачает бонапартистского агента – одного из тех, кто способствовал подготовке переворота 2 декабря 1851 года.

После утверждения в стране режима императорской власти последовал новый запрет политической карикатуры. Бытовые сатиры, к которым обращается в этот период Домье, высмеивают ограниченность буржуа, поверхностность их интересов. В искусстве мастера появляется новый объект – буржуазная толпа («Скульптура и живопись», «Скачки», «Литературная дискуссия на галерке»). Популярность Домье заметно падает. Журналы «Шаривари», «Монд Иллюстре» и «Журналь Амюзан», где он сотрудничает, не всегда охотно его печатают.

Полиграфия любая!Красиво,недорого: печать визиток цена.