Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Энциклопедия французской жизни в работах Домье



В 1860-е годы Домье почти не занимается литографией, посвящая свои усилия в основном живописи. Этот раздел его творчества, получивший должную оценку лишь после смерти, характеризует художника как смелого реалиста и новатора. Домье утверждает новых героев – представителей городских низов, людей труда («Маляр». Около 1860 – 1862 гг. Собр. Ван Винелиндга, Амстердам; «Прачки», 1860–1862. Частное собрание «Бурлак». 1860–1862. Бывшая коллекция Герстенберг и др.). Он обращается к современности. В картине «Вагон III класса», написанной в нескольких вариантах, само название говорит об интересе художника к простым людям, он изображает молчаливых, равнодушных к окружающему, разобщенных и чужих друг другу усталых путников, которые едут каждый по своему делу.

Чувство неудовлетворенности действительностью выражено и в ряде других работ художника. Романтические несбыточные порывы мечтателя Дон-Кихота в замечательных картинах и рисунках, созданных Домье по роману Сервантеса, также являются своеобразным отражением этих настроений художника. Страстный любитель театра и драматургии Мольера, Домье не раз изображал публику и артистов в театре, сцены из мольеровских произведений. Его понимание задач живописи как искусства, активно вторгающегося в современную жизнь, его художественные приемы: четкое выделение в картине главного мотива, повышенная экспрессия красочных мазков, линий и силуэтов фигур, контрасты освещенных и темных «пятен», динамика, напряженный ритм – предвосхитили многое из того, что получило развитие в европейском искусстве в дальнейшем.

Домье был выдающимся иллюстратором, создал множество портретов, в том числе портреты Бодлера, Берлиоза, Коро. Его натюрморт «Символы правосудия» как бы открыл художникам новые, далеко не исчерпанные возможности: он был своеобразной сатирой на буржуазный суд.

Попытки правящих кругов привлечь Домье на свою сторону неизменно кончались провалом. Он отказался от пожалованного ему в 1863 году ордена Почетного легиона. Его поздние сатирические произведения говорят о трезвой оценке действительного положения Франции. В литографии 1868 года «Способ движения на одном месте» Домье сравнивает прогресс Франции с движениями лошади, понуро бредущей вокруг столба. В августе 1869 года он изображает Свободу, которая с тревогой обращается к Конституции, рассчитывающей длину ее платья, со словами: «Будьте добры, не слишком укорачивайте».

Домье волнуют судьбы мира, угроза войны. В литографии «Европейское равновесие» (1867) он изображает фигуру женщины, балансирующей на бомбе с дымящимся фитилем.

Последние литографии, связанные с периодом франко-прусской войны, рисуют трагическую картину народного бедствия (например, лист «Потрясенная наследством». 1871). Среди поздних работ Домье нельзя не назвать несколько вариантов «Беженцев» – изображений, полных экспрессии, тревожного, взволнованного чувства и навеянных политическими потрясениями, которые переживала Европа.

Судьба Домье в последний период его жизни складывается трагично. Он постепенно слепнет. Неудачная операция приводит к полной потере зрения. Выставка работ Домье, организованная в 1878 году в Париже, не имела успеха у публики, ее оценили лишь знатоки искусства.

Художник умер от апоплексического удара 11 февраля 1879 года, в Вальмондуа, где он жил последние годы. Через год его прах перенесли на парижское кладбище Пер Лашез и похоронили рядом с могилами Добиньи и Коро.

Богатейшее творческое наследие Домье – это своеобразная энциклопедия французской жизни 1830–1870-х годов. Художник был активным борцом, защитником интересов народа, поборником свободы.