Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Импрессионистские приемы Клода Моне



Клод Оскар Моне родился 14 февраля 1840 года в Париже. Его отец был совладельцем бакалейной лавки в Гавре. В этом городе прошли детство и юность художника. Еще в школе он увлекался рисованием и делал карикатуры на педагогов и товарищей, причем добился успеха – его карикатуры начали продавать в лавке писчебумажных принадлежностей. Здесь и произошла встреча Клода с его первым наставником и помощником художником Буденом.

Буден сразу же попытался привить юноше представления, далекие от академических условностей. Он учил его работать на пленере, особое внимание уделять первому впечатлению от виденного, изучать свет. По его совету в 1857 году Клод отправляется в Париж. Муниципалитет Гавра отказывается помочь ему во время обучения; на помощь родителей рассчитывать не приходилось. С первых же шагов молодой художник мог полагаться только на себя. Он имел рекомендательное письмо и минимум денег, собранных на продаже карикатур в Гавре.

Моне был захвачен яркой и кипучей художественной жизнью Парижа. Он посещал выставки и особенно восхищался работами барбизонцев и Коро с их живым, реалистическим отображением природы. Художник часто заглядывал в «Кабачок мучеников», где оживленно спорили об искусстве, высказывались смелые и интересные мысли. Он много рисует и пишет натурщиков в так называемой Академии Сюиса. Там он знакомится с Писсарро.

Уже в это время Моне окружен группой молодых художников-пейзажистов. Однако работа, начатая в Париже, обрывается в 1860 году из-за призыва на военную службу. Моне добивается зачисления в Африканский полк и в течение двух лет служит в Алжире. Яркие впечатления, полученные в это время, расширили кругозор художника, обострили восприятие цвета и света.

В 1862 году Моне заболел и был отправлен в Гавр к родителям. Полгода он лечился и одновременно занимался живописью. В Гавре его познакомили с художником Йонкиндом, создававшим пейзажи быстро и нервно, по первому впечатлению. Йонкинд стремился сохранить ощущение движения, определенного ритма и эмоциональной окраски наблюдаемых явлений. Он излагал свои взгляды Моне и оказал на него заметное влияние.

В конце 1862 года Моне уезжает в Париж, где вскоре поступает в студию Глейра. Первые же этюды обнаженных натурщиков, исполненные им, обнаружили различный подход к искусству у учителя и ученика. Глейр требовал идеализации, исправления «несовершенной» натуры в соответствии с античными образцами, Моне – наоборот, стремился точно, со всеми характерными чертами запечатлеть живую модель.

В студии Глейра Моне познакомился и подружился с Ренуаром, Базилем и Сислеем. Его критические замечания по поводу системы обучения в студии соответствовали и их настроениям. В начале 1864 года, когда мастерская Глейра закрывается, Моне увозит своих друзей в Шайо – деревушку вблизи Барбизона, в которой он за год до этого побывал. Художники пишут этюды на пленере.

Летом 1864 года Моне работает в Онфлёре, где создает два пейзажа, изображающие устье Сены, которые приносят ему первый и неожиданный успех в Салоне 1865 года. Счастливый и довольный, он покидает Париж и уезжает в Шайо, чтобы завершить большую картину «Завтрак на траве». Впервые на всех стадиях работы он исполнял произведение под открытым небом. Просто, предельно естественно расположена группа людей в пейзаже, на воздухе, в лучах солнца, пробивающихся через листву деревьев. Прозрачные тени, рефлексы цвета на лицах и платьях, передача движения – все в этом произведении говорит о поисках нового, самостоятельного пути, о реалистических завоеваниях художника.

Картина была окончена в 1866 году, но осталась в Шайо в качестве залога, так как Моне, и до этого вынужденный пользоваться материальной поддержкой своего друга Курбе, не смог расплатиться с хозяином за жилище.

В Салоне 1866 года Моне показал другую картину, которую написал очень быстро, портрет Камиллы – его будущей жены. Он вновь был замечен, но успех оказался скандальным – большинство возмущалось, хотя о нем много писали и говорили. Художник был представлен Эдуарду Мане.

Моне привлекает проблема цвета и света. Он упорно работает на пленере, изображая иногда один и тот же объект при разном освещении, например, Собор Парижской богоматери. Он пишет пейзажи в Видь д'Авре, Сент-Адрессе и Гавре, а также городские виды Парижа.

Большие надежды Моне возлагал на картину «Женщины в саду» (Музей импрессионизма, Париж), однако жюри Салона в 1867 году ее отвергло.

Положение Моне было критическим. Он не мог расплатиться с кредиторами и нуждался настолько, что вынужден был соскабливать красочный слой со своих старых картин, чтобы на тех же холстах продолжать работу.

Родители были согласны приютить его в доме тетки в Сент-Адрессе, но требовали разрыва с Камиллой. Не найдя другого выхода, Моне уезжает, временно оставляя жену, у которой вскоре должен был родиться ребенок, почти без средств. Он работает над морскими пейзажами, а затем возвращается в Париж, где всю зиму бедствует в нетопленном жилище, без копейки денег. В конце концов его вообще выставляют на улицу и он перебирается с семьей в деревню. Художник был близок к самоубийству. Лишь неожиданная помощь одного из покровителей в Гавре позволила ему временно устроиться с семьей в Фекане и продолжать работу.

В начале 1869 года, вскоре после возвращения в Париж, Моне становится посетителем кафе Гербуа, где собирались сторонники нового искусства во главе с Э. Мане. Он редко участвовал в спорах, не считая себя достаточно сильным в теоретических вопросах, однако его авторитет и влияние были велики. Товарищи видели в нем преданного искусству и всегда верного своим идеалам живописца. Именно это нежелание идти на компромисс навлекало на Моне все новые беды. Он не раз прерывал работу, не имея денег для покупки красок. 9 августа 1869 года он писал своему другу художнику Базилю: «Ренуар приносит нам из дому хлеб, чтобы мы не умерли с голоду. Неделя без хлеба, без огня в очаге, без света – это ужасно». Жюри Салона беспощадно отвергает все его картины в 1869 и 1870 годах.

Во время франко-прусской войны большинство художников покинуло Париж. Осенью 1870 года Моне уезжает из Гавра, где он тогда работал, в Лондон. Он пишет пейзажи на набережной Темзы и в парках. Большое внимание живописец уделяет изображению воды, стараясь уловить и запечатлеть движение волн, переменчивое освещение и скользящие по водной поверхности блики света и цветовые рефлексы.

По пути на родину в конце 1871 года художник побывал в Голландии и с увлечением писал ее равнины и мельницы. Красота и своеобразие этих мест настолько привлекают его, что в следующем году он едет туда снова. Вернувшись во Францию уже после Парижской коммуны, Моне посетил Курбе, переведенного из тюрьмы в больницу и почти одинокого в это трудное для него время.

Моне поселяется в пригороде Парижа Аржантейле и много работает на живописных берегах Сены, наблюдая лодки и купальщиков. В этих пейзажах применение мелких мазков и красочных точек прекрасно передает вибрацию воздуха, блики на колышущейся воде, яркий свет и подвижные тени.

Очевидно, именно Моне предложил своим друзьям организовать самостоятельную выставку. Она открылась в 1874 году в помещении фотографа Надара и включила произведения группы художников, названных вскоре «импрессионистами». Это словечко впервые было презрительно брошено одним из реакционных критиков и основывалось на возмутившем его названии картины Моне – «Впечатление. Восход солнца».

Вторая картина Моне, представленная в Салон, «Бульвар капуцинок» (ГМИИ, Москва) – яркий образец живописи нового направления. Здесь и характерный для импрессионистов выбор объекта изображения, в чем проявился интерес к современности, к жизни города, и необычная для более раннего искусства, но вполне реальная и естественная точка зрения (взгляд на улицу сверху и сбоку, с балкона), и пестрая, движущаяся непрерывным потоком толпа, мелькающая в просвете между деревьями бульвара, с фигурами людей, написанными суммарно, как бы ускользающими от взора, и цветовое решение, заставляющее почувствовать солнечный свет и тени, отнюдь не погасившие красок, но заставившие их зазвучать по-иному, и мелкие раздельные цветовые мазки.

Выставка импрессионистов прошла в обстановке скандала, но она привлекла внимание публики к новому направлению в живописи.

В 1874 году Моне вместе с Э. Мане и Ренуаром работает в Аржантейле. Материальное положение его остается тяжелым. Невзгоды и лишения подрывают здоровье жены художника. Она умирает в 1879 году, через год после рождения второго ребенка.

В 1880 году Моне пробует выставить две картины в Салоне, но после того как одна из них не была принята, организует свою персональную выставку. Он не участвует ни в пятой, ни в шестой выставках импрессионистов. Прежнего единства внутри группы уже не было. Начав вместе, многие художники-импрессионисты шли дальше уже каждый по своему особому пути.

Постепенно Моне завоевывает все большее признание. Его картины выставляются в Нью-Йорке (1886), на ретроспективной выставке в 1889 году в Париже, где были собраны произведения за двадцать пять лет.

В 1890-х годах Моне пишет целые серии картин, изображая с одной точки зрения один и тот же объект при освещении, характерном для данного, короткого отрезка времени. Очень интересна серия из пятнадцати картин со стогами сена, серии тополей, видов Руанского собора и др. Эти картины находят восторженный прием и быстро раскупаются. Но именно в них особенно ясно ощущается ограниченность метода импрессионистов – узость содержания, увлечение формальными поисками, которые в поздних работах Моне приобретают самодовлеющий характер и выступают в утрированном виде. Световоздушная среда растворяет четкость контуров и плотность предметов. В картине, где изображается собор или мост через реку, не эти объекты по существу привлекают главное внимание Моне, а эффекты, возникающие благодаря воздушной среде, туману, определенному освещению, превращающему все видимое в своеобразное красочное зрелище. Наряду с повседневным и будничным в природе, Моне в поздние годы стремится запечатлеть явления своеобразные и исключительные.

Он пишет Темзу, окутанную туманом (1900–1904), венецианские пейзажи, где передает атмосферу южного города – вибрацию теплого воздуха, отражения неба и архитектурных памятников в колышущейся воде (1908), берега Сены в часы рассвета. Потребность в отображении реальной действительности у художника остается, и, не отрываясь от природы, он стремится теперь придать ей желаемый вид.

В собственном саду в Живерни, где Моне жил с 1883 года, им созданы живописные аллеи, цветники, пруды и мостики. Он часто пишет полюбившиеся ему мотивы. Здесь, в частности, были выполнены этюды для серии «Ненюфары» – изображение лилий, растущих в прудах. Декоративные панно этой серии, над которой Моне работал с 1890-х годов, в заключительной стадии писались уже в мастерской.

Импрессионистские приемы, рожденные изучением натуры, постепенно превращаются в штамп и используются для создания живописных ценностей, не вытекающих из реальных наблюдений.

Обеднение тематики, уход в декоративность, сведение приемов импрессионизма к решению узкой проблемы передачи светового облика предмета в определенных условиях при всей виртуозности Моне заводит его в тупик. Но сам художник, достигнув в это время признания и успеха, считал поздние работы логическим продолжением и завершением своих поисков. Пережив всех своих друзей-художников, с которыми он начинал путь, Моне умер 6 декабря 1926 года. Его похоронили в Живерни.