Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Детективные рассказы Эдгара По



В 40-е годы Эдгар По создал знаменитые детективные рассказы: «Убийство на улице Морг» (1841), «Тайна Мари Роже» (1842), «Золотой жук» (1843), «Украденное письмо» (1845) и другие, оказавшие огромное воздействие на американскую и европейскую детективную литературу. По высоко ставил искусство психологического угадывания. Таким качеством наделен Дюпен, сыщик-любитель, герой нескольких новелл Эдгара По. У Дюпена исключительный аналитический ум, и он не раз признавался своему другу, что люди для него – открытая книга. О раскрытии Дюпеном загадочного убийства рассказано в новелле «Убийство на улице Морг». Его поразил прежде всего чудовищный характер убийства; он обратил внимание и на визгливый голос одного убийцы, ибо никто из свидетелей не смог разобрать ни одного членораздельного слова или хотя бы отчетливого звука речи этого существа. Он отметил огромную силу, с которой терзали убийцы свои жертвы. Дюпен понял, что, только обладая необычайней ловкостью, убийцы могли выбраться из окна. В голове Дюпена возникла мысль, что в убийстве повинна обезьяна. Его догадка подтвердилась. В Булонском лесу нашли сбежавшего от хозяина орангутанга, а вскоре пришел и его хозяин-моряк, рассказавший об убийстве.

В «Золотом жуке» (по оценке Ж. Верна, «самой замечательной новелле») Эдгар По переработал популярную в фольклоре легенду о зарытых пиратами кладах. Легран, обладавший аналитическим умом, нашел удивительно красивого жука. Слуга-негр Юпитер завернул его в пергамент. Череп на пергаменте подсказал Леграяу мысль о том, что пергамент когда-то принадлежал пирату, то перед ним записка о местонахождении клада. Под влиянием тепла пергамент «заговорил»: на нем обозначились печатка-череп, шифр и подпись пирата Кидда. Эдгар По увлекал читателя замечательной аналитической способностью сопоставлять факты, подтверждать практикой выдвинутые гипотезы.

В детективных рассказах, блестящих по стилю, привлекают тонкие психологические наблюдения, острые сюжетные повороты, правдоподобие деталей.

В творчестве Эдгара По не меньшее значение имеет и его обращение к научно-фантастическому рассказу. Для своего времени По был эрудированным в научном и техническом отношении литератором, он изучал теории вселенной Ньютона, Лапласа, Фергюсона, Гумбольдта, хорошо знал астрономию, интересовался исследованиями Луны, возможностью проникновения человека в воздушное и космическое пространство, ему принадлежат интересные наблюдения о звуке и цвете. В литературе о Эдгаре По уже отмечалось, что он гениально предугадал некоторые математические, астрономические идеи столетия.

По восхищался большими познавательными возможностями человека. В «Рукописи, найденной в бутылке» он стремился раскрыть еще не узнанные тайны природы, в рассказе «Низвержение в Мальстрем» герой остался в живых только потому, что постиг закономерности вращения и погружения различных тел в огромной воронке. В таких рассказах, как «Тысяча вторая сказка Шехерезады», дана интересная оценка состояния технической мысли современного ему мира, есть здесь и прославление будущих завоеваний науки. Желание продвинуть вперед развитие человеческой мысли, широта тематики, своеобразное сочетание фантастического, фактографического и рационалистического в научно-фантастических рассказах представляет интерес и для современного читателя и писателя-фантаста. Эдгар По соединил литературу с наукой.

По выступал и как автор ряда юмористических, сатирических рассказов, блестяще владел социально-насыщенной пародией и гротеском. Он высмеял обывательскую ограниченность, мир мошенничества и наживы в таких произведениях, как «Черт на колокольне» (1839), «Человек дела» (1840), «Литературная жизнь Каква-са Тама, эсквайра» (1844).

М. Горький считал Эдгара По «отличным мастером формы», оригинальным художником. Писатель был одним из величайших стилистов английского языка. Для По-рассказчика характерно стремление насытить рассказ фактами, взятыми из различных областей знаний, углубленный психологизм, захватывающий сюжет, сочетание трагического и юмористического, «сила подробностей» (Ф. М. Достоевский).

Особое значение он придавал началу рассказа, которое должно сразу увлечь читателя.

Разносторонний талант По, его поэтичность и интеллектуальная глубина не укладывались в рамки своей эпохи. Э. и Ж. Гонкуры в 1856 году записали в дневнике: «После чтения По нам открылось нечто такое, что публика, кажется, не подозревает. По – это новая литература, литература XX века...».

Соотечественники не понимали писателя. Только позднее Бодлер, Валери, Рембо глубоко раскрыли значение его творчества, которое оказалось более созвучным новому времени.






По вопросам размещения рекламы т. +38(050) 191-86-11