Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Детективные рассказы Эдгара По



В 40-е годы Эдгар По создал знаменитые детективные рассказы: «Убийство на улице Морг» (1841), «Тайна Мари Роже» (1842), «Золотой жук» (1843), «Украденное письмо» (1845) и другие, оказавшие огромное воздействие на американскую и европейскую детективную литературу. По высоко ставил искусство психологического угадывания. Таким качеством наделен Дюпен, сыщик-любитель, герой нескольких новелл Эдгара По. У Дюпена исключительный аналитический ум, и он не раз признавался своему другу, что люди для него – открытая книга. О раскрытии Дюпеном загадочного убийства рассказано в новелле «Убийство на улице Морг». Его поразил прежде всего чудовищный характер убийства; он обратил внимание и на визгливый голос одного убийцы, ибо никто из свидетелей не смог разобрать ни одного членораздельного слова или хотя бы отчетливого звука речи этого существа. Он отметил огромную силу, с которой терзали убийцы свои жертвы. Дюпен понял, что, только обладая необычайней ловкостью, убийцы могли выбраться из окна. В голове Дюпена возникла мысль, что в убийстве повинна обезьяна. Его догадка подтвердилась. В Булонском лесу нашли сбежавшего от хозяина орангутанга, а вскоре пришел и его хозяин-моряк, рассказавший об убийстве.

В «Золотом жуке» (по оценке Ж. Верна, «самой замечательной новелле») Эдгар По переработал популярную в фольклоре легенду о зарытых пиратами кладах. Легран, обладавший аналитическим умом, нашел удивительно красивого жука. Слуга-негр Юпитер завернул его в пергамент. Череп на пергаменте подсказал Леграяу мысль о том, что пергамент когда-то принадлежал пирату, то перед ним записка о местонахождении клада. Под влиянием тепла пергамент «заговорил»: на нем обозначились печатка-череп, шифр и подпись пирата Кидда. Эдгар По увлекал читателя замечательной аналитической способностью сопоставлять факты, подтверждать практикой выдвинутые гипотезы.

В детективных рассказах, блестящих по стилю, привлекают тонкие психологические наблюдения, острые сюжетные повороты, правдоподобие деталей.

В творчестве Эдгара По не меньшее значение имеет и его обращение к научно-фантастическому рассказу. Для своего времени По был эрудированным в научном и техническом отношении литератором, он изучал теории вселенной Ньютона, Лапласа, Фергюсона, Гумбольдта, хорошо знал астрономию, интересовался исследованиями Луны, возможностью проникновения человека в воздушное и космическое пространство, ему принадлежат интересные наблюдения о звуке и цвете. В литературе о Эдгаре По уже отмечалось, что он гениально предугадал некоторые математические, астрономические идеи столетия.

По восхищался большими познавательными возможностями человека. В «Рукописи, найденной в бутылке» он стремился раскрыть еще не узнанные тайны природы, в рассказе «Низвержение в Мальстрем» герой остался в живых только потому, что постиг закономерности вращения и погружения различных тел в огромной воронке. В таких рассказах, как «Тысяча вторая сказка Шехерезады», дана интересная оценка состояния технической мысли современного ему мира, есть здесь и прославление будущих завоеваний науки. Желание продвинуть вперед развитие человеческой мысли, широта тематики, своеобразное сочетание фантастического, фактографического и рационалистического в научно-фантастических рассказах представляет интерес и для современного читателя и писателя-фантаста. Эдгар По соединил литературу с наукой.

По выступал и как автор ряда юмористических, сатирических рассказов, блестяще владел социально-насыщенной пародией и гротеском. Он высмеял обывательскую ограниченность, мир мошенничества и наживы в таких произведениях, как «Черт на колокольне» (1839), «Человек дела» (1840), «Литературная жизнь Каква-са Тама, эсквайра» (1844).

М. Горький считал Эдгара По «отличным мастером формы», оригинальным художником. Писатель был одним из величайших стилистов английского языка. Для По-рассказчика характерно стремление насытить рассказ фактами, взятыми из различных областей знаний, углубленный психологизм, захватывающий сюжет, сочетание трагического и юмористического, «сила подробностей» (Ф. М. Достоевский).

Особое значение он придавал началу рассказа, которое должно сразу увлечь читателя.

Разносторонний талант По, его поэтичность и интеллектуальная глубина не укладывались в рамки своей эпохи. Э. и Ж. Гонкуры в 1856 году записали в дневнике: «После чтения По нам открылось нечто такое, что публика, кажется, не подозревает. По – это новая литература, литература XX века...».

Соотечественники не понимали писателя. Только позднее Бодлер, Валери, Рембо глубоко раскрыли значение его творчества, которое оказалось более созвучным новому времени.