Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Дочери Отца Горио



Действие «Отца Горио» укладывается всего в несколько дней, перенасыщенных событиями, и отнесено к периоду Реставрации, но жизни героев уводят в прошлое, вплоть до революции 1789– 1794 годов.

В романе изображена судьба Эжена де Растиньяка, молодого честолюбца из оскудевшего дворянского рода, который приезжает в Париж в надежде сделать карьеру при протекции аристократических родственников. В дешевом пансионе вдовы Воке, населенном такими же, как он, бедняками, в роскошной гостиной кузины своей, герцогини де Босеан, Растиньяк получает жизненные уроки, которые быстро рассеивают его юношеские иллюзии и показывают ему действительность в ее истинном виде. Душевное благородство, честь, совесть и доброта не имеют хождения в обществе, где господствуют низменные вожделения и страсти, где идет ожесточенная борьба за деньги и наслаждения и поклоняются одному лишь кумиру – золоту. Бедности в обществе не прощают, об этом говорят Эжену презрительные взгляды лакеев, когда он приходит с визитом к блестящей аристократической красавице графине де Ресто пешком, в черном фраке в три часа дня и видит вй дворе запряженный английскими лошадьми кабриолет своего соперника, светского щеголя в сером сюртуке. Неважно, что это негодяй, обобравший свою любовницу и имеющий за душой лишь сто тысяч франков долга! Чтобы пробиться наверх, надо позабыть о человечности. «Смотрите на мужчин и женщин, как на почтовых лошадей, – поучает неопытного юношу герцогиня де Босеан, – гоните, не жалея сил, пусть мрут на каждой станции, – и вы достигнете предела своих желаний... перестав быть палачом, вы превратитесь в жертву».

Ту же мораль, только выраженную в более циничной форме, проповедует Растиньяку беглый каторжник Вотрен, живущий в пансионе госпожи Воке под видом отошедшего от дел буржуа: «Принципов нет, есть события, – говорит он, – законов нет, есть обстоятельства». Он учит Эжена «врываться, как пушечное ядро», «убивать, чтобы не быть убитым, обманывать, чтобы его не обманули; где придется, оставлять у заставы совесть, надеть маску, без жалости играть людьми». Мораль верхушки и подонков общества сходится.

Постепенно эта мораль проникает в душу Растиньяка, хотя, по насмешливому замечанию Вотрена, на нем «еще остались кое-какие пеленочки, испачканные добродетелью». Свет представлялся ему «океаном грязи, куда человек сразу уходит по шею, едва опустит в нее кончик ноги», но юноша твердо решается завоевать его. «Жизнь в Париже – непрерывная битва, – пишет он матери. – Я должен выступить в поход». Он еще способен устоять против прямого преступления, на которое толкает его Вотрен, но уже готов вступить в брак по расчету или продвигаться наверх через богатых любовниц. «Прав Вотрен, деньги – это все», – думает он теперь.

Воспитание Эжена довершает разыгравшаяся у него на глазах трагедия поруганной отцовской любви. Судьба его скрестилась с судьбой папаши Горио, в прошлом – «вермишельщика», разбогатевшего на спекуляциях в годы революции, а ныне – беднейшего из жильцов вдовы Воке. Горио принадлежит к героям Бальзака, «одержимым страстями», которые принимают у них маниакальный характер. Таковы скупцы Гобсек и Гранде, сладострастник Юло и многие другие. Страсть Горио – отцовство, весь смысл его жизни в двух дочерях, Анастази и Дельфине; весь остальной мир для него не существует, его любовь к ним беспредельна и самоотверженна.

Но в мире чистогана уродливо искажаются все естественные человеческие чувства. Отцовская любовь Горио получает денежное выражение. Отдав дочерям свое сердце, он постепенно отдает им все свое состояние. Меркой отцовской любви и для дочерей и для него самого становится количество денег, которое он может им дать. За деньги он покупает им то, что считает счастьем: титулы и богатство, – выдав одну за графа де Ресто, другую за банкира Нусингена. Он содержит дочерей и после замужества, оплачивая их векселя, потворствуя их мелкому тщеславию и расточительности, готовый взять на себя роль сводника и покровительствовать их любовникам, поскольку браки-сделки оказались несчастливыми. Философия его жизни – «отцы должны платить».

«Высосав из него все», дочери отворачиваются от отца, закрывают перед ним двери своих особняков и бросают его, как выжатый лимон. Он умирает на нищенском одре, в нетопленной каморке на чердаке пансиона вдовы Воке, тщетно призывая к себе дочерей, которые в эту ночь веселятся на аристократическом балу в оплаченных им туалетах; они не появляются и на его похоронах, за гробом отца Горио идут лишь бедный студент да слуга из пансиона и следуют украшенные гербами пустые кареты его дочерей.