Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Художники О компании Мир профессий Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Художники Звезда




Отношения Европы к индейцам в романах Джеймса Фенимора Купера



Тема индейцев. Подлинным художественным открытием Купера стало изображение индейцев, хотя он и имел здесь предшественников в лице Шатобриана, Ирвинга и некоторых других писателей. У Купера впервые индейская тема заняла одно из главных мест в творчестве.

Джеймс Фенимор Купер показал трагедию индейского народа, который грабили, спаивали, развращали и истребляли белые колонизаторы. Коренное население Америки преследовалось с неслыханной жестокостью. «Хороший индеец – мертвый индеец» – такая циничная поговорка была в ходу у цивилизаторов, приписывавших краснокожим все мыслимые пороки: кровожадность, вероломство, необузданную злобу, мстительность, коварство и т. д.

Купер разрушил этот лживый миф, показав, что индейцы зачастую превосходят белых в нравственном отношении. Купер также выступил горячим сторонником идеи сотрудничества между белым и цветным населением США. Страницы, посвященные верной и преданной дружбе между краснокожими и их бледнолицыми братьями, принадлежат к числу лучших у писателя.

Просветительский идеал «естественного человека» и естественного состояния общества нашел у Купера ярчайшее романтическое воплощение. Естественной жизнью живут у него не только индейцы, но и Натти Бампо (цикл романов о Кожаном Чулке). Натти не хочет жить в обществе, где все основано на несправедливости, жажде власти и обогащения. Он уходит в лесные чащи, все дальше и дальше на Запад, ибо только здесь чувствует себя свободным и счастливым. Трагедия Натти состоит в том, что, уходя от цивилизации, он невольно прокладывает ей дорогу: вслед за ним движется фронтир, тысячи белых поселенцев, безжалостно вырубающих леса, уничтожающих на своем пути все живое. Купер гневно осуждает хищническое отношение поселенцев к природе, их стремление к сиюминутной выгоде, нежелание задуматься о последствиях своих действий. Призыв Джеймса Фенимора Купера беречь и охранять природу звучит в наше время особенно актуально.

Нравственная проблематика. В романтическом мире Купера идет непрерывная борьба между добром и злом. Положительные и отрицательные качества персонажей изображены ярко, порой гиперболизированно, без полутонов и оттенков. В этом находит проявление одна из характерных особенностей романтической эстетики. Джеймс Фенимор Купер открыто говорит о том, кого из героев он любит и кого презирает. Он твердо стоит на стороне добра и ведет беспощадный бой со злом. Его книги всегда были и по сей день остаются любимым чтением детей и подростков. Их привлекает не только острота куперовских сюжетов, но и авторская бескомпромиссность, которая чрезвычайно близка юношеской психологии. В своих книгах Джеймс Фенимор Купер учит мужеству, стойкости, честности, благородству, верности в дружбе, непримиримости в борьбе со злом.

Ярким примером может служить судьба Гарви Берча, героя романа «Шпион». Гарви, приняв участие в американской войне за независимость, избирает один из самых трудных путей служения отчизне: он становится разведчиком, выдающим себя за шпиона вражеской армии. Ежеминутно рискуя жизнью, патриот до конца выполняет свой долг. Он не помышляет о наградах, его не прельщает слава. Единственная цель Берча – свобода своей страны. «Моникины». В творческом развитии Джеймса Фенимора Купера большую роль сыграла поездка в Европу (1826–1833), которая заставила его по-новому взглянуть на свою родину. Если до поездки Купер был глубоко убежден в превосходстве Нового Света над Старым, то знакомство с европейской жизнью и культурой поколебало эту уверенность. Джеймс Фенимор Купер, оказавшийся свидетелем революционных событий во Франции, стал более критически относиться к американской действительности. Это отразилось в его сатирическом романе-памфлете «Моникины» (1835). В этой книге, сравнивая Европу и Америку, Купер приходит к выводу, что американцы, кичащиеся своим демократизмом, в действительности чтут только великий денежный интерес, который заслоняет от них все моральные принципы. В этом отношении тщетно было бы искать разницу между аристократическим укладом монархических стран Европы и демократическим строем США. И тут и там царствуют эгоизм и стяжательство; внешние формы власти ничего по существу не меняют.

Критика Купером американской общественной системы вызвала яростные нападки на него со стороны консервативных кругов. Писателя всячески травили в прессе, пытались подвергнуть общественному остракизму. Последние годы жизни Купера были омрачены непрекращающейся борьбой с враждебно настроенными критиками и издателями.

За пределами Америки авторитет Купера всегда был необычайно высок – намного выше, чем на родине. Его ценили Вальтер Скотт, Гете, Жорж Санд, Бальзак. Большой популярностью Джеймс Фенимор Купер пользовался в России. «Величайшим художником» называл его Белинский. Лермонтов восхищался глубиной поэтического чувства, пронизывающего его произведения. Воспеваемая Купером стихия свободной жизни была близка вольнолюбию лермонтовской поэзии. Поэт-декабрист Кюхельбекер зачитывался романами Джеймса Фенимора Купера, находясь в заточении в Свеаборгской крепости. Молодого Толстого привлекал куперовский идеал близости к природе: герой повести «Казаки» Оленин, соприкоснувшись с простой жизнью охотников, вспоминает героя «Следопыта». Передовые слои русского общества справедливо видели в Купере пламенного защитника идеалов свободы, демократии, братства людей всех рас и национальностей.

А. М. Горький писал: «Натти Бумпо всюду возбуждает симпатии читателей честной простотой своей мысли и мужеством деяний своих... Бумпо является почти аллегорической фигурой, становясь в ряды тех истинных друзей человечества, чьи страдания и подвиги так богато украшают нашу жизнь и, читая воспоминания, например, русских революционеров, мы нередко встретим указания, что книги Купера служили для них хорошим воспитателем чувства чести, мужества, стремления к деянию».