Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Товары и услуги Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Шото Звезда

Художник по декоративной обработке металла


7 апреля 2011

Когда-то наш предок, используя камни в качестве первого орудия,

обнаружил, что некоторые из них при ударе не раскалываются,

а плющатся, изменяя свою форму.

Он догадался сделать наконечник для стрелы, нож, топор...


Тогда это было открытием, которое в корне изменило жизнь людей, сделало их более уверенными в борьбе за существование. Возможности металла открывали новые способы охоты, обработки почвы, защиты своего очага. Пусть эти изделия были недостаточно долговечными, но они послужили человечеству в дальнейшем освоении природных богатств.

В костре расплавился самородок, и человек узнал еще одно свойство природного материала и научился извлекать из этого для себя пользу. Словом, так накапливался опыт работы с металлами.

декоративная обработка металла Наверняка первые металлические изделия были чисто утилитарными. Однако, человек стремился сделать их максимально удобными, красивыми и долговечными. Он продумывал и совершенствовал их форму, наносил узор, который радовал глаз и вместе с тем рассказывал о его понимании окружающего мира. В экспозициях музеев мы видим оружие, украшения, бытовую утварь, сделанные из металла. И редко можно увидеть поверхность этих изделий без нанесенного рисунка. По ним мы узнаем о быте, способах охоты, животном мире, людях и подвигах того времени.

Искусство художественной обработки металла развивалось по мере освоения новых технологий. Накапливался опыт, приемы работы передавались из поколения в поколение. Каждое из них прибавляло крупицу знаний.

Богатейший опыт художественной и технической мысли питает и художника по обработке металла. Он как бы совмещает в себе мастера, в совершенстве владеющего материалом, и художника, подчиняющего этот материал эстетическим замыслам.

Особое место занимает и ювелирное искусство, которое имеет точки соприкосновения с рассматриваемой специальностью. Художник по металлу сегодня не связан с промышленными технологиями, ориентированными на массовые изделия. Так же, как мифический Гефест, он работает вручную, на старом, апробированном веками оборудовании, используя традиционную технологию ручной обработки металла — литье, ковку, чеканку. Но он богаче Гефеста в том смысле, что за ним стоит тысячелетний опыт человечества, его многовековая культура. Художник не отказывается от достижений современной технической мысли, привлекая для работы сварку, травление, гальванопластику. Диапазон его материалов более разнообразен. Это и традиционные медь и железо, это и сплавы, это и алюминий, легкий, пластичный, о котором только мечтать могли создатели мифов.

Работая с материалом, художник создает в первую очередь эскиз будущего произведения. Как правило, его работа связана с архитектурой, другими видами эстетических пластических искусств, поэтому он работает в тесном взаимодействии с авторским коллективом. Но материал зачастую сам диктует художественный образ, подсказывает решение, и слово специалиста по художественной обработке металла для авторского коллектива весомо.

Старейшей технологией является ковка. Мы часто проходим мимо решеток и оград по мостам и улицам городов. Нас поражают узоры, созданные из металла, такие ажурные и легкие, что кажутся «сотканными» прихотливым дыханием деда Мороза. И представьте, какой это огромный труд, если сегодня он стал наследием культуры, художественным памятником.

Художник берет заготовки нужного металла, разогревает их в огне до красного цвета и на наковальне, с помощью молотков придает им нужную форму, доводит до необходимой толщины, прорабатывает поверхность. Из таких прокованных деталей собирается потом декоративная решетка, радующая глаз многих поколений.

Для некоторых случаев, при сложной форме изделия, необходимо применить литье — например, сделать самостоятельное художественное произведение или вставку в ту же решетку.

Если изделие единичное, то сначала художник лепит модель из мягкого материала, например воска, прорабатывает все детали, создает необходимую фактуру, после чего формирует ее в специальном жаропрочном составе. Выплавив восковую модель из формы, он расплавляет металл и вливает его в форму, которая после остывания металла размывается водой. Для повторения модели или изготовления серии одинаковых изделий необходимо или сделать нужное число восковых копий, или выполнить форму из материала более тугоплавкого. Для создания такой формы необходимо применение металлообрабатывающих станков, гравирования. После отливки в металлическую форму — кокиль — всегда требуется ручная доработка.

В некоторых случаях целесообразно заменить литье чеканкой или выколоткой, позволяющими повторить авторский замысел на пластине металла, придав ей нужную форму.

Специальным инструментом — молоточками и чеканами, имеющими различную форму и рабочую поверхность, — художник деформирует холодный металл, вытягивая или осаживая его в соответствии с выбранной им композицией и прорисовкой. Периодически лист отжигается, что позволяет избежать разрывов и трещин, сделать металл более пластичным. Чередуя чеканку с отжигом, специалист может добиться значительного вытягивания формы, вплоть до получения сферической поверхности с чеканным рельефом на ней. Выколотка отличается от чеканки тем, что для работы используется изготовленная из бетона форма, позволяющая сделать повторы.

Она требует, как правило, последующего прочеканивания поверхности.

Металл требует иногда нанесения тончайших узоров, рисунков, как бы углубленных в поверхность. Владея техникой гравирования, художник с помощью специальных инструментов — штихелей — вырезает нужный рисунок. Мастера Тульского оружейного завода оставили нам замечательные образцы гравировки на холодном и огнестрельном оружии, поражающие сложностью сюжетов и орнаментировки, художественным вкусом. Специфичны его психологические качества. Материал, который он обрабатывает, не может вернуть свою первоначальную форму в случае творческой или технической неудачи. Каждое действие должно быть неоднократно продумано, соразмерено с последующими. Эскиз, предварительный поиск в материале приближает художника к стадии реального воплощения его замысла, но не гарантирует успеха. Специалистов в области художественной обработки металла готовят высшие учебные заведения, специализирующиеся на обучении художников декоративно-прикладного искусства.

Современные технологии работы с металлом позволяют художнику найти новые приемы обработки. Творческая же сторона труда, поиск форм и художественного образа остается неизменной и главной чертой работы художника с металлом. Он неразрывно связан с художественной культурой общества, отличается тонкостью вкуса, ответственностью, которую несет по отношению к зрителю — ценителю прекрасного.

Павел Кожевников





Мир профессий
Мастер или разбойник?
Художник по декоративной обработке металла
Обработчик изделий из янтаря

О спорт, ты мир!
Полет, без крыльев
Скоростная выносливость?
Волшебная палочка
Первый велосипед
Загадка футбольного мяча
Волшебная мазь
Быстрый стиль плавания
Ледовый заплыв
Невидимый противник
Быстрее ветра
Подвижные игры
Утренняя гимнастика
Быстрее пешехода
Почему не падает велосипед?
Рациональное питание
В боксерском зале
Комплексы физкультминуток
Быстрее пешехода
Родина лыж
Откуда произошло слово стадион?
Рывок и бросок
Закалка – лучшее лекарство
Активный отдых
Второе дыхание
Почему погиб заяц?
Удар боксера
Вестник победы
Упражнения на расслабление
Упражнения школьникам
Рождение баттерфляя
Обувь велосипеда
Выносливость
Бег
На коньках летом
Оптическая загадка
Быстрее лошади?
Коньки под парусом
Зимняя лыжная подготовка
Как устроены мышцы?
Самостоятельные занятия
Упражнения с амортизатором
Качества для футболиста
О физическом воспитании
Комплекс физкультпаузы
Пешеход идет
Упражнения для пластичности
Упражнения с гантелями
Дельфин
Три вида борьбы
Этому может научиться каждый
Быстрее пешехода
Бой с тенью
Секрет скорости
Сколько весит человек в воде?

Последняя цивилизация
Схемы развития цивилизации
Демографическое перенасыщение земли
Избыточность населения Земли
Зона экологического бедствия
Последствия применения пестицидов
Годовой доход населения
Ложная безопасность ядерной энергетики

Чтиво
Последняя цивилизация
Биографии мастеров Западно-Европейского искусства
От старта до финиша
Греция античная и современная
Послевоенная жизнь театра Греции
Сила таланта Ирены Папас
Фильм-драма «Человек с гвоздикой»
Плавание на корабле «Арго»
Достижения политики царя Филиппа
Лечение ранений и опухолей
Эвакуация раненого
Вопросы урологии
Случаи аномалии почек
Романтическая французская драма Гюго
Отношения Европы к индейцам в романах Джеймса Фенимора Купера
Цыгане в новелле Мериме Кармен
Дочери Отца Горио
Гейне против Берне
Детективные рассказы Эдгара По
Репортаж для черногорского радио
Лейпциг в прошлом и настоящем
Леса Канады
Кубинский сахар
Норвежские рыбаки
Дельта Кришны
Долины рек Приморья
Металлургический комбинат в Никшиче
Вечный город Рим
Состав населения Западной Африки
В Пуэрто-Рико
Пять тысяч озер Мазурского края
В Приморском Крае
Природные ресурсы Египта
Газ, руда и фосфориты в Африке и Азии
Мараньон – исток Амазонки
Пороги Мансериче
Сахарный тростник
Этническая история Северной Африки
Главное богатство мазурского края – рыба
Расширение «Малой Европы»
Во Ветбаке
Репортаж для черногорского радио
Вступление Англии в «Общий рынок»
Осколки средневековых запретов на изображение человека
Откуда берутся сказки
Звезды в колодце
Спальник на двоих
Булька
Медвежьи когти
Хромая росомаха
Смертоносная цикада мачакуй
Связь нечистой силы с грозой и молнией
Дворец, обрамлённый стенами и колоннами