Год молодежи
На главную
Год молодежи
На главную На главную О компании Товары и услуги Карта сайта Будь здоров Мытари По городам и странам
Шото Звезда

Обработчик изделий из янтаря


7 апреля 2011

С незапамятных времен люди знают и любят янтарь.

По красоте расцветки он занимает одно из первых мест среди камней-самоцветов.

Каких только цветов янтарь мы не встречаем в природе!


И прозрачно-золотистый, как застывший мед, или белый, напоминающий слоновую кость. Известны янтари черного, голубого, зеленоватого, вишневого цвета. При этом в природе одноцветный янтарь встречается редко — каждый кусочек имеет множество оттенков, постепенно переходящих один в другой. Кажется, что янтарь вобрал в себя все краски окружающей его природы. Специалисты насчитывают до 350 его оттенков.

Янтарь — это окаменелая ископаемая смола хвойных деревьев. Именно поэтому мы часто встречаем в нем различные включения как бы «законсервированные» в нем лепестки цветов, травинки, насекомые. Такой янтарь интересен не только с научной точки зрения, но и удивительно красив.

Издавна люди, познав красоту янтаря, его декоративные и поделочные качества, использовали его для создания ювелирных украшений, инкрустировали янтарем мебель, оружие, конскую сбрую, резали миниатюрную скульптуру, шкатулки, кубки, шахматы...

обработка янтаря Расцвет художественной обработки этого материала относится к XVII— началу XVIII века, когда благодаря высокой технике обработки янтарь раскрыл все свои декоративные свойства, которые позволили рассматривать его наравне с ценными поделочными камнями.

В XIX — начале XX века искусство резьбы по янтарю значительно снизилось. Производились в основном предметы широкого потребления — ручки для зонтов, ножей, пуговицы, гребни... Предметам из янтаря придавали правильные геометрические формы кристаллов или граненых камней. Естественная красота янтаря постепенно утрачивалась, изделия из него стали терять свою ценность.

Возрождение традиционного ремесла обработки янтаря в нашей стране началось после войны. Возникли целые направления и школы, целью которых было создание высококачественных изделий из янтаря. Сегодня янтарь в массовом производстве используют в основном в ювелирных украшениях — бусах, колье, кулонах, браслетах, брошах и т. д. Янтарь также служит дополнением к изделиям из кожи, им инкрустируют шкатулки, альбомы, вазы, кубки.

Значительно реже янтарь используют для создания уникальных резных высокохудожественных произведений. И дело не только в том, что янтарь очень хрупкий, «нежный» материал и резать его достаточно сложно. Происходит это еще и потому, что секреты обработки янтаря за прошедшие два столетия во многом были утеряны.

Огромную работу по возрождению забытых старинных техник резьбы, окраски, осветления, сборки янтаря проделала группа питерских художников, реставраторов, резчиков при восстановлении знаменитой Янтарной комнаты. Изучив колоссальный архивный, исторический, художественный материалы, идя путем многочисленных экспериментов, они во многом заново открыли приемы обработки янтаря, разработали принципиально новую методику создания уникальных высокохудожественных произведений.

В основе своей процесс художественной обработки янтаря сводится к следующим этапам.

Прежде всего производится предварительный отбор сырья по цвету, степени прозрачности, способности полироваться, то есть определяется качество янтаря по внешним признакам. Затем намытый и просушенный янтарь мастер вскрывает специальным ножом с кривым лезвием — снимает с него окисленную корочку, чтобы увидеть подлинный цвет янтаря, скрытый за ней, и раскладывает его с учетом дальнейшего применения.

Иногда перед процессом резьбы янтарь обрабатывают термически — прокаливают, то есть осветляют в специальных шкафах с высокой температурой или при необходимости окрашивают в разные цвета, получая удивительно красивые цветовые гаммы.

Теперь можно приступать непосредственно к художественной эстетической обработке янтаря, выбирая в зависимости от поставленной творческой задачи соответствующее оборудование и инструменты.

Вручную или на специальных камнерезных станках мастер производит подгонку-калибровку янтаря, максимально приближая заготовку к форме будущего изделия. При этом важно обработать янтарь с минимальными потерями. После предварительной калибровки изделия мастер производит вторичную отбраковку — смотрит, нет ли трещин, пустот, сколов в заготовке, определяет возможности дальнейшего использования полученного материала. В зависимости от задачи, стоящей перед мастером, процесс резьбы может быть многооперационным, иногда же мастеру достаточно лишь подчеркнуть резцом мотив, образ, уже заложенный в янтаре самой природой, и кусок янтаря превращается в удивительное по красоте украшение.

Резчик по янтарю может выполнять сложную скульптурную, рельефную резьбу, резать сложнопрофилированные детали, то есть выполнять все работы, связанные с обработкой цветных камней. Разница заключается лишь в том, что янтарь материал мягкий, хрупкий и этот момент надо учитывать во время работы с ним. Обработка янтаря происходит вручную и на станках с применением различных приспособлений и контрольно-измерительных приборов.

После процесса резьбы мастер шлифует и полирует изделие с помощью мелкозернистой абразивной бумаги, специальных шкурок, фетра, войлока, паст и мастик. При этом янтарь оживает, начинает играть всеми оттенками, загорается мягким светом, дает ощущение солнечного тепла, живущего в кусочке янтаря.

Благодаря этим качествам янтарь часто используют самостоятельно, без соединения с другими материалами, например, в бусах, браслетах, которые пользуются большой популярностью и признанием у нас в стране и за рубежом. Прекрасно соединяется янтарь и с другими материалами, особенно с простыми и драгоценными металлами. При этом металл может тактично подчеркнуть природную форму янтаря, его внутреннее строение, а может быть равноценным его партнером. Важно только, чтобы при всех способах художественной обработки янтаря подчеркивались и выявлялись естественные, декоративные свойства этого материала, его внутренняя природная красота.

Для того чтобы научиться видеть и ценить эту красоту камня, юношам и девушкам, решившим посвятить себя профессий обработчика изделий из янтаря, необходимо овладеть навыками его обработки, знанием его физических и механических свойств, способов его окраски в различные цвета. Помимо этих основных профессиональных навыков, которые можно получить в специальных художественно-профессиональных училищах, здесь изучаются основы пластического мастерства, много времени уделяется рисунку, живописи.

Обработчик янтаря, обладающий творческими способностями, любовью к этому уникальному материалу, может создавать уникальные произведения декоративно-прикладного искусства, работать в скульптурной пластике.

Таких цен на кабинеты руководителя вы не найдёте нигде.

Павел Кожевников





Мир профессий
Мастер или разбойник?
Художник по декоративной обработке металла
Обработчик изделий из янтаря

О спорт, ты мир!
Полет, без крыльев
Скоростная выносливость?
Волшебная палочка
Первый велосипед
Загадка футбольного мяча
Волшебная мазь
Быстрый стиль плавания
Ледовый заплыв
Невидимый противник
Быстрее ветра
Подвижные игры
Утренняя гимнастика
Быстрее пешехода
Почему не падает велосипед?
Рациональное питание
В боксерском зале
Комплексы физкультминуток
Быстрее пешехода
Родина лыж
Откуда произошло слово стадион?
Рывок и бросок
Закалка – лучшее лекарство
Активный отдых
Второе дыхание
Почему погиб заяц?
Удар боксера
Вестник победы
Упражнения на расслабление
Упражнения школьникам
Рождение баттерфляя
Обувь велосипеда
Выносливость
Бег
На коньках летом
Оптическая загадка
Быстрее лошади?
Коньки под парусом
Зимняя лыжная подготовка
Как устроены мышцы?
Самостоятельные занятия
Упражнения с амортизатором
Качества для футболиста
О физическом воспитании
Комплекс физкультпаузы
Пешеход идет
Упражнения для пластичности
Упражнения с гантелями
Дельфин
Три вида борьбы
Этому может научиться каждый
Быстрее пешехода
Бой с тенью
Секрет скорости
Сколько весит человек в воде?

Последняя цивилизация
Схемы развития цивилизации
Демографическое перенасыщение земли
Избыточность населения Земли
Зона экологического бедствия
Последствия применения пестицидов
Годовой доход населения
Ложная безопасность ядерной энергетики

Чтиво
Последняя цивилизация
Биографии мастеров Западно-Европейского искусства
От старта до финиша
Греция античная и современная
Послевоенная жизнь театра Греции
Сила таланта Ирены Папас
Фильм-драма «Человек с гвоздикой»
Плавание на корабле «Арго»
Достижения политики царя Филиппа
Лечение ранений и опухолей
Эвакуация раненого
Вопросы урологии
Случаи аномалии почек
Романтическая французская драма Гюго
Отношения Европы к индейцам в романах Джеймса Фенимора Купера
Цыгане в новелле Мериме Кармен
Дочери Отца Горио
Гейне против Берне
Детективные рассказы Эдгара По
Репортаж для черногорского радио
Лейпциг в прошлом и настоящем
Леса Канады
Кубинский сахар
Норвежские рыбаки
Дельта Кришны
Долины рек Приморья
Металлургический комбинат в Никшиче
Вечный город Рим
Состав населения Западной Африки
В Пуэрто-Рико
Пять тысяч озер Мазурского края
В Приморском Крае
Природные ресурсы Египта
Газ, руда и фосфориты в Африке и Азии
Мараньон – исток Амазонки
Пороги Мансериче
Сахарный тростник
Этническая история Северной Африки
Главное богатство мазурского края – рыба
Расширение «Малой Европы»
Во Ветбаке
Репортаж для черногорского радио
Вступление Англии в «Общий рынок»
Осколки средневековых запретов на изображение человека
Откуда берутся сказки
Звезды в колодце
Спальник на двоих
Булька
Медвежьи когти
Хромая росомаха
Смертоносная цикада мачакуй
Связь нечистой силы с грозой и молнией
Дворец, обрамлённый стенами и колоннами